News

Кто, как и зачем лоббирует сооружение АЭС в Башкирии?

Опубликовано: 15/06/2013

Автор: Андрей Ожаровский

Бывший и нынешний президенты Республики Башкортостан просят руководство России возобновить строительство Башкирской АЭС, начатое в 1980 и остановленное в 1990 году. Эта идея вызывает удивление местных экологов, а анализ аргументов за АЭС, изложенных в письмах президентов, показывает их несостоятельность и наличие безъядерной альтернативы как для города Агидель, так и для энергетики республики.

Что делать, если вдруг руководство вашей области или республики начинает говорить о строительстве АЭС? Наверное, в первую очередь стоит выяснить, каковы аргументы в пользу атомного сценария и есть ли не ядерные альтернативы. Именно так поступила руководитель отделения Зелёного движения ЭКА в Башкортостане Гузель Латыпова. Когда в ряде СМИ появились сообщения о намерении республиканского руководства добиваться сооружения Башкирской АЭС, она обратилась в Правительство Башкортостана с просьбой объяснить мотивировку столь странного поступка.

В интервью для Беллоны.ру Гузель Латыпова сказала:

«Мы очень удивлены тем, что даже не смотря на последние события на Фукусиме и объявленный в России Год охраны окружающей среды, в Республике Башкортостан продолжаются разговоры о строительстве АЭС в Агиделе, в то время как в мире усиливается тенденция отказа от использования атомной энергетики и перехода к возобновляемым источникам энергии, бережному отношению к имеющимся ресурсам.

Очень хотелось бы знать основания и причины побудившие Президента и Правительство Башкортостана просить о возобновлении строительства АЭС».

Министр промышленности Республики Башкортостан Алексей Карпухин не только ответил экологам, но, по их просьбе, предоставил письма президентов Республики Башкортостан руководству Российской Федерации, в которых они ратовали за строительство Башкирской АЭС.

У нас есть редкая возможность проанализировать, как именно руководители регионов просят руководителей страны построить им АЭС. (Письма президентов прилагаются к данной статье.)

Рассмотрим аргументы бывшего президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова и нынешнего президента Рустэма Хамитова.

«Моногород» Агидель: порт, индустриальный парк или АЭС?

Агидель – город на северо-западе Республики Башкортостан, расположенный на правом берегу нижнего течения реки Белой. Возник как поселок в 1980 году в связи со строительством Башкирской АЭС. С 1991 года имеет статус города. Население — 16 тысяч человек.

Письмо Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину от Президента Республики Башкортостан Муртазы Рахимова от 6 февраля 2010 года (№38-П), в котором глава республики просит Путина «оказать содействие» строительству АЭС, начинается с упоминания проблемы моногородов, которые «наиболее остро» проявились в городе Агидель:

«Город Агидель возник в 1980 году в связи с началом строительства Башкирской АЭС как её город-спутник, после прекращения строительства Башкирской АЭС в 1990 году город оказался без градообразующего предприятия. Имея удобные железнодорожную и автомобильную развязки, город Агидель способен обеспечивать перевалку грузов по рекам Белая и Кама с выходом в Каспийское, Черное и Балтийское моря судами типа «река-море» водоизмещением до 10 тыс. тонн. Строительство грузового речного порта в городе Агидели инфраструктурно обеспечит промышленные регионы Приволжского и Уральского федеральных округов, а также товарообмен регионов Поволжья, Урала и Западной Сибири с европейскими государствами, оптимизирует грузопотоки, связанные с проектом «Урал промышленный — Урал полярный», а также юга России в том числе по подготовке к Олимпиаде-2014 в городе Сочи».

В письме нет каких-либо аргументов в пользу строительства АЭС. Наоборот, чётко и понятно описан безъядерный сценарий развития города Агидель. Кроме строительства грузового речного порта в Агидели предлагается с использованием оставшейся от атомщиков строительной базы развивать производство стройматериалов.

[picture1]Ещё в сентябре 2010 года уже при новом Президенте Республики Башкортостан Рустэме Хамитове было заключено трёхстороннее соглашение между Правительством Республики Башкортостан, администрацией городского округа г. Агидель и собственником недостроенных объектов Башкирской АЭС ОАО «Концерн Росэнергоатом».

Речь в нём идёт не о попытках возобновить строительство АЭС, а как раз о возможности развития города Агидель по безъядерному сценарию. Вот что сообщается о соглашении на сайте ОАО «Концерн Росэнергоатом»:

«Предметом Соглашения является взаимодействие сторон в процессе подготовки инвестиционных проектов, разработки стратегических программ развития северо-запада Башкортостана при реализации проекта создания индустриального парка «Строительные материалы Башкортостана» в городе Агидель на базе имущественного комплекса филиала «Дирекция строящейся Башкирской АЭС».

Создание Индустриального парка «Строительные материалы Башкортостана» в городе Агидель на базе имущественного комплекса филиала «Дирекция строящейся Башкирской АЭС» является приоритетным направлением развития не только для города Агидель, но и для северо-востока Республики Башкортостан в целом. При создании Индустриального парка будут привлечены инвестиции разного уровня. Реализация проекта будет способствовать обеспечению занятости населения, росту доходов населения, формированию условий для привлечения инвестиций, развитию промышленного, инвестиционного и инновационного потенциалов Республики Башкортостан, приросту налоговых поступлений в городской и республиканский бюджеты».

Для 16-и тысяч жителей города Агидель получение работы как в грузовом речном порте, так и в «индустриальном парке» должно решить проблемы с трудоустройством на длительную перспективу.

Кроме того, в городе Агидель действует 864 малых и средних предприятия. «В сфере предпринимательства трудится 4,4 тысячи человек, что составляет 30% в общей численности трудоспособного населения и 45,0% экономически активного населения города. Ими сегодня производится около 50% общего объема товаров и услуг», — сообщает официальный сайт города.

Однако вернёмся к письму бывшего Президента Башкортостана Муртазы Рахимова. Расписав возможности и радужные перспективы строительства грузового речного порта в Агидели, Рахимов просит Путина не о содействии в реализации этого инфраструктурного транспортного проекта, а о строительстве АЭС:

«В целях обеспечения благоприятных условий для устойчивого развития города Агидель прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, оказать содействие в возобновлении строительства Башкирской АЭС…»

В.В.Путин на письме Рахимова наложил следующую резолюцию: «Шувалову, Сечину: прошу рассмотреть и доложить по АЭС». О результатах рассмотрения информации нет.

Итак, одна из официально заявленных причин строительства АЭС в Башкирии — решение проблем «моногорода» Агидель. Очевидно, что существует безъядерный сценарий развития города, предполагающий строительство грузового речного порта и-или индустриального парка «Строительные материалы Башкортостана». Любой из этих проектов может быть реализован значительно быстрее, чем строительство АЭС, к тому же за значительно меньшие деньги, чем 270 миллиардов рублей, которые по оценке республиканского министерства промышленности нужны для строительства АЭС.

«Конечно же, вопрос финансового самообеспечения города Агидель считаю актуальным и важным, и согласна с необходимым развитием и инвестициями в город, но сделать это можно без риска для жизни и здоровья не только нашего цветущего региона, но и регионов — соседей», — прокомментировала для Беллоны.ру ситуацию башкирский эколог Гузель Латыпова.

АЭС — наиболее затратный энергетический проект

Письмо действующего Президента Республики Башкортостан Рустэма Хамитова Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву от 18 октября 2010 года (№605-П) посвящено вопросам энергетики. Речь идёт о трёх объектах: Нижне-Суянской ГЭС (мощность 210 МВт, стоимость 17,34 млрд. рублей), паро-газовой установки на ТЭЦ-5 (мощность 440 МВт электроэнергии и 290 Гкал/ч тепловой энергии, стоимость 12,8 млрд. рублей) и Башкирской АЭС (мощность и стоимость не указаны).

Министр Промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан А. Карпухин в письме экологу Латыповой сообщает: «Текущая стоимость строительства 2-х блочной атомной станции оценивается в 270 млрд. рублей». 270 миллиардов рублей (примерно 8,44 млрд. долларов США или 6,6 млрд Евро) в девять раз превышает затраты на сооружение ПГУ на Уфимской ТЭЦ-5 и Нижне-Суянской ГЭС, при том что электрическая мощность двух блоков «АЭС-2006» составляет не более 2400 МВт, это в 3,7 раз больше, чем мощность ПГУ и ГЭС. То есть вложение средств в сооружение ПГУ или ГЭС даёт примерно в 2,4 раза больший эффект, чем при строительстве АЭС.

Стоимость сооружения 1 МВт установленной мощности АЭС — 112,5 млн. руб. Для ГЭС эта величина составляет 82,6 млн. руб за 1 МВт, для ПГУ на Уфимской ТЭЦ-5 — 29,1 млн. руб за 1 МВт, а ведь ПГУ будет выдавать ещё и тепло для обогрева Уфы. Сравнение цены сооружения 1 МВт установленной мощности вовсе не в пользу АЭС.

Но если экономическая несостоятельность идеи сооружения Башкирской АЭС очевидна, то почему вопрос об этом сверхзатратном проекте не закрыт окончательно?

Аргументы за АЭС

Приведём полностью абзац письма Рустэма Хамитова Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву, касающийся АЭС:

«Ещё одним перспективным электроэнергетическим объектом является строительная площадка Башкирской АЭС в г. Агидель, возведение которой было приостановлено в 1990 году. Текущее техническое состояние объекта, уровень обеспеченности промышленными базами и инженерными коммуникациями позволяют снизить объем инвестиций для завершения строительства АЭС на 15-20%. Надёжность площадки соответствует тектоническим, сейсмическим, инженерно-геологическим, гидрогеологическим и другим требованиям. Запуск данного объекта позволит покрыть дефицит электрической энергии в Уральском регионе». Далее Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов просит Дмитрия Медведева «принять решение по срокам возобновления строительства Башкирской АЭС».

Рассмотрим подробнее аргументы, о которых упоминает Рустэм Хамитов.

Возобновление строительства или новая стройка?

Хочется отметить, что термин «возобновление строительства» в отношении Башкирской АЭС не вполне уместен: никто всерьёз не собирается «возобновлять» строительство АЭС, начатое в 1980 году по проекту, разработанному в 1970-х годах. Конечно, стоить хотят совершенно новую АЭС по совершенно новому проекту. Это означает, что постоянное упоминание о «возобновлении» строительства имеет целью создать у лиц, принимающих решения, и у общественности впечатление, что решения-то уже приняты и «возобновить» строительство АЭС можно хоть завтра.

На самом деле потребуется разработка нового проекта, его согласование, а это дело не быстрое и весьма затратное. Кроме того, раз уж речь идёт о новом строительстве энергетического объекта, нужно заново провести обоснование необходимости и возможности такого строительства. А вот с этим у сторонников ядерного сценария могут возникнуть серьёзные проблемы.

Очевидно, аргумент в пользу строительства АЭС типа: «Надо строить, потому что 33 года назад, в 1980 году тут уже начинали строить АЭС» не состоятелен.

Фундаменты реакторов непригодны

Рустэм Хамитов утверждает, что на строительстве АЭС можно сэкономить 15-20% за счёт использования строительной площадки АЭС, работы на которой прекратились 23 года назад, в 1990 году.

Эту информацию опровергает Министр Промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан Алексей Карпухин. В ответе руководителю отделения Зелёного движения ЭКА в Башкортостане Гузель Латыповой он сообщает:

«В случае принятия решения о возобновлении строительства Башкирской АЭС строительство реакторных блоков и других технологических сооружений АЭС будет производиться на новой площадке. Законсервированные строительные конструкции фундаментов реакторных блоков Башкирской АЭС непригодны для использования в новом строительстве вследствие накопленной усталости бетона и металлоконструкций».

Итак, если вдруг всё же решат строить АЭС в Башкирии, то строительство будет вестись на новой площадке, использование брошенных в 1990 году фундаментов реакторов невозможно. В таком случае, возникают сомнения в возможности сэкономить 15-20% за счёт использования старой площадки.

Надёжность площадки под вопросом

По поводу тектонической, сейсмической, инженерно-геологической и гидрогеологической надёжности площадки также есть сомнения. Дело в том, что площадка, выбранная в 1970-х годах для сооружения Башкирской АЭС,  находится в районе влияния интенсивной добычи нефти, причем, методом поддержания пластового давления солёной водой. Изменения, произошедшие в связи с этим за последние 40 лет, требуют как минимум отдельного изучения. Так что именно инженерно-геологическая и гидрогеологическая надёжность площадки требует дополнительных подтверждений.

Есть сомнения и в сейсмической надёжности площадки. Именно угроза сейсмической активности на площадке стала одной из причин отказа от сооружения АЭС в 1990 году.

Дефицит электрической энергии в Уральском регионе?

Ввод мощностей 440 МВт на ТЭЦ-5, строительство которой возобновлено в 2011 году, и 210 МВт на Нижне-Суянской ГЭС, если её всерьёз будут строить, позволит покрыть потребности Башкортостана, и обойдётся это почти в 10 раз дешевле, чем строительство АЭС.

Если же говорить о энергосистеме Уральского региона, то, по заверениям Росатома, вскоре планируется ввод в строй 800 МВт на Белоярской АЭС, что полностью сбалансирует и региональную энергосистему. А вот с выдачей в энергосистему 2,4 ГВт мощности гипотетической Башкирской АЭС могут возникнуть проблемы и дополнительные затраты на строительство ЛЭП объемом несколько миллиардов рублей. Готова ли республика нести такие расходы, не ясно.

Окончательное решение будет приниматься с учётом мнения общественности

Министр промышленности Республики Башкортостан Алексей Карпухин в ответе на обращение Гузель Латыповой пишет:

«Материалы к обоснованию [необходимости строительства АЭС] были подготовлены по поручению Правительства Российской Федерации соответствующими федеральными и республиканскими ведомствами и составляют несколько томов технической и финансово-экономической документации.

Окончательное решение о возобновлении строительства Башкирской АЭС будет приниматься с учётом баланса мощности в энергосистеме на основании предусмотренного законодательством общественного одобрения проекта в итоге парламентских слушаний и предшествующих им публичных слушаний».

Министр пригласил экологов встретиться со специалистами министерства для разрешения спорных вопросов. Гузель Латыпова сообщила в интервью для Беллоны.ру, что она попросила предоставить возможность ознакомиться с упомянутыми в ответе министра «несколькими томами» документации для того, чтобы подобная встреча была более эффективной.

Пока же, даже предварительный анализ аргументов за строительство АЭС, приведённых в обращениях к руководству России как бывшего, так и нынешнего президентов Башкортостана показывает слабость позиции сторонников строительства АЭС.

«Мы хотели бы принять всестороннее участие в обсуждении как потребности в новой генерации, так и возможных неядерных альтернатив», — говорит Гузель Латыпова. Хочется верить, что губернаторы и президенты также, перед тем как поддерживать то или иное предложение атомных лоббистов, всё же проанализируют потребность в новой генерации и рассмотрят альтернативы, не связанные с дорогой и опасной ядерной энергетикой, а также попробуют добиться общественного одобрения.

Р. Хамитов: «Не факт, что станция будет строиться»

Не выглядит и ярым сторонником ядерного пути развития и Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов. Отвечая 11 апреля в прямом эфире на вопрос о будущем города Агидель он сказал:

«Я думаю, что у города есть перспектива. Но мы должны определиться с вопросом: будет атомная станция или не будет? По проектам Министерства энергетики Российской Федерации, по энергетической стратегии Российской Федерации предполагается строительство, но за пределами 2025 года. А до него еще много, надо еще столько прожить. И то не факт, что станция будет строиться, потому что отношение к атомной энергетике довольно сложное. Есть позитивные мнения, есть негативные. Это понятно».

[picture2]Далее Президент Хамитов предложил «передать республике всю строительную базу, которая там была создана во время подготовки к возведению атомной станции» и продолжить создания индустриального парка. Он также говорил о проекте строительства крупного речного порта в городе Агидель: «Это большой, интересный, хороший проект. Этот порт мог бы стать знаковым местом не только в городе Агидель, но и в нашей экономике».

Итак, не исключено, что и Республика Башкортостан, и город Агидель выберут менее затратный и менее опасный безъядерный сценарий развития. Однако не следует забывать, что лоббистские возможности госкорпорации «Росатом» весьма существенны, и атомщики приложат все усилия для получения заказа на строительство АЭС на новой площадке. После решения об отказе от сооружения двухблочной «АЭС-2006» в Калининградской области, можно ожидать, что этот проект попытаются «пристроить» где-то ещё, возможно и в Башкирии. Ведь некоторые элементы для калининградской АЭС уже изготовлены и Росатом вынужден будет или нести убытки, или искать для них применение.

Хочется верить, что корпоративные интересы Росатма не возобладают над интересами жителей Башкортостана, что будет проведён всесторонний и открытый для общества анализ экономических, социальных, технологических и экологических аспектов атомного проекта и соответствующих не ядерных альтернатив для развития энергетики республики и для города Агидель.