News

Морские перевозки отработавшего ядерного топлива

Опубликовано: 04/04/2013

Автор: Bellona

В Мурманском морском порту у причала ФГУП «Атомфлот» находилось судно «Михаил Дудин». В связи с этим мы публикуем одну из глав нашего доклада «Ядерные делящиеся материалы», издание 2012 года.

Морские перевозки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) начали осуществлять на Северо-Западе и на Дальнем Востоке России в связи с базированием в этих районах атомных подводных и надводных кораблей с ЯЭУ. Эти транспортировки осуществляются, в основном, вдоль берега между военными базами и судоремонтными заводами. На Севере это короткие по расстоянию маршруты: Полярный (СРЗ-10), Снежногорск (СРЗ «Нерпа»), Заозерск (филиал No 1 ФГУП «СевРАО»), Островной (филиал No 2 ФГУП «СевРАО») с пунктом назначения – Мурманский морской порт.

Перевозки осуществляли и осуществляют как гражданские суда атомно-технологического обеспечения ФГУП «Атомфлот» («Лепсе», «Имандра», «Лотта» и «Серебрянка»), так и военные плавучие технологические базы.

Первая морская транспортировка ОЯТ по Северному морскому пути была осуществлена в 1998 году теплоходом «Кандалакша» (ОАО «Мурманское морское пароходство») из порта Дудинка в Мурманск. В качестве груза, размещенного в упаковках ТУК-19, было ОЯТ в количестве 71 ОТВС исследовательского реактора ОАО «Норильский никель». Теплоход не был сертифицирован на соответствующий класс для перевозки опасных грузов по российским правилам, а также ни по одному из правил международного
класса INF (Irradiated Nuclear Fuel – международный сертификат соответствия судна для перевозки опасных грузов, имеет три категории; российский аналог этого международного сертификата обозначается как «ОЯТ»).

В 2003 году правительство РФ утвердило перечень морских портов, в которые разрешается заход (выход) судов и иных плавсредств, транспортирующих ядерные материалы, радиоактивные вещества и изделия, их содержащие, в транспортных упаковочных комплектах (работы с опасными грузами класса 7): Архангельск, Большой Камень, Высоцк, пос. Диксон, Дудинка, Калининград, Кандалакша, Мурманск, Певек, пос. Провидения, Санкт-Петербург, Усть-Луга. В 2010 году этот список пополнился портами Восточный и Ванино.

Из перечисленных портов всем требованиям по безопасности отвечает только Мурманский морской порт, поскольку на его акватории расположены причалы ФГУП «Атомфлот», имеющие необходимые подъездные железнодорожные пути, грузоподъемные средства и системы физической защиты.

Сегодня морская транспортировка ОЯТ между Россией и другими государствами осуществляется, в основном, в рамках международных договоров, в соответствии с которыми отработавшее топливо из АЭС, а также из исследовательских реакторов, построенных Россией (СССР), должно быть возвращено на территорию России.

Осенью 2008 года в рамках программы репатриации ОЯТ исследовательских реакторов российского производства была осуществлена первая морская перевозка ОЯТ по маршруту Копер (Словения) – Мурманск. ОЯТ венгерского исследовательского реактора перевозил теплоход «Lynx» (сертификат класса INF-2) под датским флагом. ОЯТ (1,7 т) было упаковано в транспортные контейнеры ŠKODA VPVR/M, которые, в свою очередь, были раскреплены в усиленных 20-футовых ISO-контейнерах.

В конце 2010 года теплоход «Puma» под датским флагом доставил в Мурманск 2,5 тонны ОЯТ сербского реактора RA из Винчи (Сербия) по аналогичному маршруту.

В 2009 году было проведено переоборудование российского теплохода «МСЛ Трейдер» в соответствии с международными требованиями для перевозки ОЯТ (сертификат класса INF-2). Это судно в 2009-2010 годах выполнило 5 морских транспортиро-вок ОЯТ (25,5 т) польских исследовательских реакторов из порта Гдыня (Польша) в Мурманск. Ответственность за выполнение этих перевозок лежала на российской судоходной компании «АСПОЛ-Балтик».

В августе 2011 года ФГУП «Атомфлот» получило в управление новое судно ледового класса «Россита», специально предназначенное для транспортировки ОЯТ и РАО. Судно построено на верфи компании «Финкантьери» (Италия). Планируется, что судно будет ходить по Северной Атлантике, а также Баренцеву и Белому морям, совершая транспортировки между Мурманском, Андреевой губой, губой Сайда, ЗАТО Островной и Северодвинском. «Россита» должна полностью обеспечить перевозки ОЯТ и РАО на период проведения реабилитационных работ на Северо-Западе России.

Также в России прорабатывается вариант перевозки опасных грузов с помощью морских паромов (накатный железнодорожный способ) либо дооборудования судов под аналогичные условия. Рассматривается вопрос о применении для транспортировки ОЯТ и РАО судов типа «река–море» в режиме смешанного плавания по трассе Северного морского пути, что может значительно сократить протяженность маршрутов.

Риски морских перевозок достаточно велики. Например, в декабре 2001 года плавучая технологическая база «Имандра», на борту которой находилось ОЯТ, проходя по акватории судоремонтного завода «Нерпа» (ЗАТО Снежногорск, Мурманская обл.), из-за сложных метеоусловий и сильного ветра навалилась на выведенную из эксплуатации атомную подводную лодку, стоящую у пирса. В результате «Имандра» получила небольшую пробоину в районе ватерлинии. С помощью экипажа и аварийных служб серьезные последствия этого столкновения удалось предотвратить.