Сейм – за референдум
16 июля Сейм, парламент Литовской республики, соберётся на внеочередную сессию. В повестке дня будет лишь один вопрос – «Об объявлении референдума по строительству атомной станции в Литовской Республике».
В первом чтении Сейм одобрил идею референдума. За референдум проголосовали 64 депутата, 35 были против, еще 25 воздержались, сообщает агентство DELFI.
Кому нужна японская АЭС в Литве?
Строительство Висагинской АЭС предполагается близ площадки старой Игналинской АЭС, закрытой по требованию Евросоюза. Строить станцию намерена японская корпорация Хитачи (Hitachi) по проекту ABWR с реакторами, близкими по конструкции к реакторам АЭС Фукусима-1. Интерес Хитачи понятен, после Фукусимы им вряд ли удастся продать свой реактор кому-либо, а тут удалось найти заказчика в Европе. Правительство Японии готово предоставить экспортный кредит, ведь Литва находится очень далеко, и в случае аварии территория Японии не пострадает.
Photo: Delfi.lt
Безоглядная поддержка литовского премьер-министра японской атомной промышленности выглядит по меньшей мере странно. Ранее Беллона.ру рассказывала о том, что японские эксперты считают происходящее попыткой экспорта опасных ядерных технологий и предупреждают о том, что в случае реализации планов Хитачи литовский Висагинас может повторить судьбу Фукусимы. Во время визита в Японию Кубилюса встречали протестами.
Две трети литовцев против новой АЭС
Большинство жителей Литвы не согласно с премьером Кубилюсом, и справедливо считает, что утверждения о безопасности и надёжности японских атомных технологий являются чистой пропагандой. Факты говорят о том, что Япония реакторы на своей территории закрывает, речи о строительстве новых реакторов в самой Японии не идёт вовсе. Поэтому неожиданная экспансия Хитачи и агрессивная пропаганда АЭС в Литве выглядит именно попыткой экспорта опасной и дорогой технологии.
Немаловажно и то, что до закрытия японские реакторы ABWR давали крайне низкие экономические показатели. Такие реакторы установлены на японских АЭС Хамаока (Hamaoka) и Шика (Shika). Они выдавали электроэнергию в сеть лишь 46,7% и 47,1% времени соответственно, то есть более половины времени уходит на ремонты и простои. В октябре 2011 г. энергетическая компания Chubu Electric Power Company, которая, поверив рекламным заявлениям, приобрела реактор ABWR для пятого энергоблока АЭС Хамаока, отсудила у Хитачи 117 млн. долларов. Беллона.ру подробно рассказывала об этом.
В мае компания Vilmorus провела социологический опросю. Который показал, что две трети респондентов не одобряют строительство новой АЭС.
Почти две трети – 65% – жителей Литвы не одобряют строительство новой атомной электростанции (АЭС) в Висагинасе. По данным опроса, проведенного компанией Vilmorus, за новую АЭС высказываются 21,5% респондентов, 13,5% сказали, что у них нет мнения по этому вопросу. 80,6% участников опроса сказали, что считают, что строительство АЭС увеличит долг Литвы. Примерно пятая часть респондентов указала, что АЭС может быть безопасной, между тем 62,9% считают, что АЭС может быть небезопасна. 70,6% респондентов сказали, что выбрали бы альтернативную энергию и хотели бы, чтобы правительство вместо того, чтобы инвестировать в АЭС, должно бы инвестировать в котельные на биотопливе в районах, которые производили бы электроэнергию и тепло, сообщает DELFI.
На референдумах атомщики проигрывают
История проведения референдумов по вопросам атомной энергетики показывает, что сторонники АЭС обычно не получают поддержки общества.
Ранее референдумы о судьбе АЭС проходили, к примеру, в Австрии в 1978 году (уже построенная АЭС Цвентендорф близ Вены не была введена в строй), в Италии в 1987 году (в течение года после этого были остановлены все 3 действовавшие АЭС страны). Так что решение вопроса об атомной энергетике – это вполне нормальная практика в демократических странах. Вполне понятно, почему сторонники атомной промышленности боятся проведения референдума – население их не поддерживает.
У Литвы есть шанс показать пример соседям, России и Беларуси, где власти противятся проведению не только национальных, но даже региональных и местных референдумов по вопросам размещения АЭС, хранилищ и могильников радиоактивных отходов и других объектов атомной энергетики.
Сначала стройка, потом референдум?
Забавно, что напрямую выступить против демократического принятия решения о строительстве АЭС на референдуме не решается даже её главный лоббист. «Референдум о строительстве новой атомной электростанции можно было бы проводить через полтора-два года, когда станут известны все детали этого проекта. … Только надо задать жителям понятные вопросы, после того, как будет известно, как выглядит весь проект», – передаёт слова премьера Литвы Андрюса Кубилюса агентство DELFI. Кубилюс подчеркнул, что пока все детали проекта неизвестны.
Photo: Delfi.lt
Если произойдёт так, как хочет Кубюлис, и строительство АЭС начнётся до проведения национального референдума, то Литва может повторить судьбу Австрии, где сначала ЭС построили, и лишь потом провели референдум, на котором люди оказали в доверии опасному проекту. Вот только вложенные в проект деньги вернуть не удастся. Но Хитачи, в любом случае, своё получит.
Противники АЭС – враги безопасности?
Сторонники Хитачи и противники референдума пытаются уйти от обсуждения опасности и экономической провальности проекта и обвинить оппонентов во всех смертных грехах. В марте Департамент государственной безопасности Литвы заявил, что «наибольшую угрозу национальной безопасности Литвы вызывает распространяемая другими странами антиатомная пропаганда».
Странно, что Департамент государственной безопасности Литвы не видят реальной опасности в распространяемой премьер-министром страны Кубилюсом проатомной пропаганде в интересах иностранной корпорации Хитачи.
Забавно и то, что в то же время правительство Литвы официально выступает против строительства на её границе АЭС в Калининградской области и в Беларуси. При этом российских и белорусских противников АЭС местные гебисты тоже пытаются обвинить в работе на соседнее государство. То есть на Литву.
Недавно с похожим заявлением о противниках АЭС выступил Александр Лукашенко. Агентство БЕЛТА рассказывает о встрече Лукашенко со студентами 22 июня: «До сих пор не утихают споры, а отдельные силы стремятся воспрепятствовать реализации этого проекта [белорусской АЭС]. «В основном это силы, голоса которых проплачены. Самым обычным образом проплачены, и к этому подключена наша «пятая колонна», – заявил Александр Лукашенко».
Интересно отметить, что и в «демократической» Литве и в «последней диктатуре Европы», в Беларуси, сторонники атомных проектов ведут себя одинаково: пытаются заключать кулуарные сделки с атомными корпорациями (не важно, с Росатомом или с Хитачи), отказываются учитывать общественное мнение, отказываются обсуждать проблему по существу и называют противников АЭС угрозой безопасности, врагами, агентами, «пятой колонной». В честном конструктивном споре им не выиграть. Вот они и пытаются вести диалог с позиции «сам дурак»…
Не важно, кто у кого научился такому стилю диалога Кубилюс у Лукашенко, Лукашенко у Куюбилюса или оба они у пиарщиков Росатома… Важно, что у Литвы есть шанс решить вопрос честно, демократично, на референдуме. Хочется верить, что политические интриги не смогут помешать этому.
Против трёх атомных монстров, за безъядерный регион!
Попытка раздувать ксенофобию и шпиономанию это слишком очевидная и не слишком продуманная провокация. Ещё в 2010 году антиядерные активисты Беларуси, России и Литвы заявили, что выступают против всех трёх АЭС, за безъядерный регион, и с тех пор последовательно отстаивают эту позицию.
«Некоторые из литовских «зеленых» начинали свою деятельность еще в конце 1980-х, когда добились прекращения строительства третьего блока Игналинской АЭС, – пишет в блоге на «Эхо Москвы» со-председатель группы «Экозащита!» Владимир Сливяк, – литовские «зеленые» многократно делали заявления, смыслом которых был протест против строительства трех АЭС в балтийском регионе, а не только литовской станции. Более того, еще в прошлом году между экологическими организациями из Литвы, Белоруссии и России была создана коалиция, выступающая против строительства атомных станций около российского Калининграда, белорусского Островца и литовского Висагинаса».