News

Пагубная губа

Опубликовано: 23/01/2012

Автор: Александр Никитин

«ЭиП» начинает публикацию серии материалов о проблемных ядерных объектах, доставшихся России в наследство от СССР. Сегодня – рассказ председателя правления ЭПЦ «Беллона» Александра Никитина о самой горячей точке «атомного наследия» – Андреевой губе. Здесь находится аварийное хранилище отработавшего ядерного топлива, аналогов которому нет нигде в мире. Десятки лет в Андрееву губу выгружали ОЯТ из сотни советских атомных лодок, пока там не произошла серьезная авария. Ее удалось ликвидировать, отработавшее топливо перегрузили во временное хранилище, где оно находится уже почти 35 лет. В ближайшее время предстоит уникальная операция по извлечению 22 тысяч отработавших ядерных сборок из аварийного хранилища. Насколько она будет безопасна для региона и для всей Арктики, пока не может сказать никто...

Временное хранилище стало постоянным

 

Андреева губа находится на Кольском полуострове, в 35 км от норвежской границы. В советские времена здесь находилась 569-я береговая техническая база (БТБ) Северного флота. Ее ввели в эксплуатацию в 1961-1963 годах. Для хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с атомных лодок на БТБ было построено «мокрое» хранилище бассейного типа (здание № 5). Здание хранилища построено военными строителями в тяжелейших условиях Крайнего Севера, по проекту, который был сделан с существенными конструктивными ошибками. Безусловно, все это стало одной из причин его нынешнего катастрофического состояния.

 

Авария произошла в феврале 1982 года, когда треснула обшивка бассейна. В итоге тысячи кубов высокорадиоактивной воды вытекли в Мотовский залив Баренцева моря, а сборки ОЯТ остались на дне бассейна. Была опасность, что в любой момент из-за скопления делящихся ядерных отходов мог случиться взрыв. Командованием флота было принято решение выгрузить сборки. Их выгрузили во временные емкости блоков сухого хранения (БСХ). По плану, БСХ должны были разгрузить и ликвидировать через 2-3 года. Однако они до сих пор остаются на месте. Временное хранилище превратилось в постоянное, тем самым подтверждая народную мудрость, что нет ничего более постоянного, чем временное.

 

Контроль невозможен

 

По данным «Беллоны», емкости БСХ вследствие отсутствия над ними крыши за счет атмосферных осадков были заполнены водой примерно наполовину. Это обстоятельство является чрезвычайным, потому что именно здесь находится наибольшая часть аварийного ядерного топлива, выгруженного из здания № 5. Оно представляет собой потерявшие герметичность циркониевые трубки с высыпающейся из них топливной композицией. По некоторым источникам, гамма-фон от воды в ячейках емкости 3-А составляет до 20 рентген/час. Что возможно только при наличии в воде частиц ОЯТ. И эти емкости сообщаются с грунтовыми водами.

 

Здание № 5 сейчас не используется и находится в крайне неудовлетворительном техническом состоянии. Дезактивация не проводилась. На дне бывшего хранилища зафиксированы отдельные участки с большим гамма-излучением до 40 рентген/час, что свидетельствует о возможных высыпаниях облученного ядерного топлива из разрушившихся топливных сборок. В настоящий момент ясности, а тем более проекта по дальнейшему использованию здания либо его полной ликвидации не существует.

 

Самым неприятным фактом является то, что после проведения аварийных работ по разгрузке бассейнов здания № 5 система учета расположения ОЯТ в хранилищах сухого типа была нарушена. Были утеряны данные по количеству и состоянию ОЯТ в Андреевой губе. Восстановить эти данные практически невозможно. Такая неопределенность отрицательно влияет на ядерную и радиационную безопасность. Не имея данных по энерговыработке топлива и времени выдержки его в хранилище невозможно подсчитать условия обеспечения его радиационной и ядерной безопасности, в том числе и условия возникновения (или невозникновения) самопроизвольной цепной реакции (СЦР).

 

Таким образом, условия сложились аварийные и контролировать состояние БСХ невозможно. В итоге Андреева губа стала одной из самых проблемных в ядерном и радиационном отношении территорий не только в России, но, пожалуй, и во всем мире. Ни в одной стране нет хранилища отработавшего ядерного топлива, в котором содержится 34 тонны использованного в реакторах высокообогащенного урана в виде 22 тысяч отработавших тепловыделяющих сборок в аварийных условиях…

 

Ловкие люди и безымянные ликвидаторы

 

Работы по ликвидации ядерно опасной ситуации и радиационной аварии на здании № 5 завершились 13 декабря 1989 года. Первое официальное сообщение об аварии было опубликовано в апреле 1993 года в докладе правительственной комиссии под руководством Алексея Яблокова. Ликвидация аварии велась семь лет. В общей сложности в ней участвовали более 1000 матросов. Вся тяжесть ликвидации легла на их плечи. Личный состав срочной службы вместе с начальниками смен получили солидные дозы облучения. Но после выполнения такой серьезной работы не было проведено медицинского обследования, люди остались без социальной защиты государства, без наград и поощрений. Награды в основном получила «верхушка» флота и некоторые ловкие люди.

 

Окончательный анализ последствий аварии до настоящего времени официально не проведен. По распоряжению Правительства РФ от 09.02.2000 № 220-р БТБ Андреева губа передана в ведение Росатома для проведения практических мероприятий по ее реабилитации. Для выполнения работ было создано ФГУП «Северное предприятие по обращению с радиоактивными отходами» («СевРАО»). В 2001 году «СевРАО» завершило прием от ВМФ береговой технической базы в Андреевой губе. Но объект до сих пор закрыт для журналистов, парламентариев, депутатов и, тем более, общественников и их экспертов.

 

Куда ушли миллионы долларов?

 

Начиная с 2000 года в Андреевой губе идет интенсивное строительство инфраструктуры. Сооружены крыша над резервуаром БСХ, санитарные пропускники, построены дороги, административный комплекс, КПП, водоводы, сети канализации… Все это создавалось, в основном, на деньги, которые поступали из Норвегии, Великобритании, Швеции и других государств. Невозможно сегодня подсчитать сумму, потраченную на Андрееву губу, но только за период с 1999 по 2005 год в Андреевой губе было реализовано 14 международных контрактов. Только одна из стран-участниц (Норвегия) вложила сумму около 97,85 миллиона норвежских крон (около $20 млн).

 

Главный вопрос: почему Росатом, получив такой ядерно опасный объект, и понимая эту опасность, не приступил к разработке проекта, направленного на ликвидацию опасного хранилища ОЯТ, а начал интенсивно осваивать международные ресурсы и тратить время на инфраструктуру? Может, эта инфраструктура и нужна, но тогда почему эти две работы – проект по выгрузке ОЯТ и строительство инфраструктуры – не выполнялись параллельно? Ведь первое техническое задание на разработку проекта по выемке топлива из БСХ было выдано только в начале 2008 года.

 

Я думаю, что этот проект выгоден группе людей, которая заинтересована в том, чтобы работы длились бесконечно. Большие деньги идут из российского бюджета, из-за рубежа. Кто-то получает зарплату, премии и живет без забот…

 

России предстоит сложнейшая операция

 

Планируется, что выгрузка ОЯТ из хранилища начнется в 2012 году. Предстоит выполнить уникальную и тяжелую операцию по выемке более 22 тысяч отработавших тепловыделяющих сборок из ячеек хранилища БСХ в Андреевой губе. По единодушным оценкам специалистов, это будет одна из самых продолжительных и сложных ядерно и радиационно опасных операций, аналогов которой до сих пор не было.

 

Дорогой проект

 

Очень жаль, что к экспертной оценке ситуации в хранилище и к подготовке проекта по выгрузке ОЯТ не привлекался персонал из числа ликвидаторов аварии в хранилище здания № 5 и тех, кто последним загружал ОЯТ в БСХ. Опыт этих людей при подготовке проекта и операции по выгрузке был бы неоценим. По проекту Росатома, с помощью робототехники, полностью автоматизированного процесса, будет выполнена «поканальная» выгрузка сборок ОЯТ. Однако и в этом случае все дефектное топливо (т. е. тепловыделяющие сборки, которые заклинило в чехлах или рабочая часть которых оторвана или просыпалась) будет выгружаться «почехольно».

 

Учитывая, что в хранилище находится около 60% сборок, которые уже заклинены или повреждены, большинство топлива придется выгружать вместе с чехлами, но уже без автоматики, что неминуемо приведет к тяжелым радиационным последствиям. То есть непонятно, зачем разрабатывать дорогостоящий, полностью автоматизированный проект.

 

Эксперты «Беллоны» предлагают иную концепцию – полностью «почехольную» выгрузку. «Почехольный» метод, во-первых, ускорит процесс в несколько раз (в 4-5 раз), во-вторых, не приведет к таким тяжелым радиационным последствиям, которые могут быть при «поканальной» выгрузке. Наконец, предлагаемый нами метод более простой, потребует значительно меньших средств и более надежный.

 

В декабре 2011 года в Петербурге должен пройти совместный семинар «Беллоны» и Росатома, посвященный проблеме Андреевой губы. Мы составили список специалистов Росатома, которых хотели бы видеть на этом семинаре. Это люди, которые участвуют в проекте и знают состояние объекта. Они могут ответить на самые острые вопросы наших экспертов. Приглашаем и ликвидаторов той аварии. Мы хотим завершить этот семинар, отчетливо понимая, какие конкретно перспективы ждут Андрееву губу.