News

Обзор экоблогосферы – с 1 по 17 мая: «Главные вещи в жизни – это не вещи!»

photo: florriebassingbourn@flickr

Опубликовано: 16/05/2011

Автор: Наталья Парамонова

В начале мая экологи думали о главном в жизни и в жестоких боях за справедливость успели положить начало лесному искусству. Одновременно с этим, Гринпис спорил с МЧС о том, горят ли на самом деле леса, а Лариса Брондер из «Беллоны» пыталась достать данные о химических загрязнениях.

«Главные вещи в жизни – это не вещи!», особенно в Химкинском лесу

 

В конце апреля уже казалось, что защита Химкинского леса превратилась в его оборону и к 9 мая к этому ощущению примешалась патетика Дня Победы. Однако, боевые действия заменил акт лесного искусства или «ленд арт» и, думаю, 15 мая смело можно считать днем рождения лесного искусства, как ближайшего собрата уличного.

Теперь по сути событий, с 4 мая защитники живут в Химлесу и, судя по твиттеру Евгении Чириковой, скучать им не приходится. Чуть ли не каждый день происходят столкновения с работниками ЧОП, милицией, рабочими и просто бандитами, многие из защитников получили сотрясения мозга, переломы, не говоря уже об ушибах. «Седовласый мужчина в белой рубашке чтобы стерли фотографии, ударил Катю дверью машины. Веру били по голове и ее били головой об машину», – пишет в твиттере Ярослав Никитенко.

Обычно, кто-нибудь из активистов берет на себя труд рассказать всю историю с самого начала – кто, зачем и почему решил строить дорогу через лес и, нужно ли этому противостоять. В этот раз обобщением занялся пятиклассник Ярослав Козырев, который представил на уроке природоведения презентацию «Защита Химкинского леса», а его отец выложил труд ребенка в сеть. В этом же ЖЖ можно посмотреть обращение Евгении Чириковой 9 мая, где очень коротко рассказано о лагере в лесу, субботнике и гражданской воле.

В качестве противовеса азарту борьбы, я бы привела реплику Андрея Резниченко. Он говорит о том, что фактически дорога уже проложена, и договариваться надо не о том, как не дать построить трассу, а о том, как не дать вырубить оставшийся лес.

 

Горит или не горит – вот в чем вопрос

Гринпис начала активную компанию по тушению пожаров в 2011 году уже в апреле, когда отправился в свою противопожарную экспедицию, но в мае у активистов возникли трения с МЧС. Власти утверждали, что пожаров нет, а Гринпис, что есть. Подробности разногласий в блоге Ярослава Ярошенко и, конечно, публикация в газете Ведомости, где Григорий Куксин говорит, что профессионалов, способных потушить пожар у властей нет, поэтому «добровольцы – самые эффективные пожарные». Игорь Подгорный выложил ролик Вестей о подготовке к тушению пожаров добровольцев и мнение главы Шатурского района Андрея Келлера о «пьющих» горе-волонтерах и законе, по которому помощникам в борьбе с огнем будут даже платить.

 

Японская Фукусима

Однажды японская переводчица решила, что слишком разнятся прогнозы иностранных государств и то, что ей говорит национальная пресса, потом ей показалось странным, что журналисты, которые спрашивали о будущем атомной энергетики в Японии были уволены, а массовые акции протеста проходят незамеченными. О своих наблюдениях она написала пост, где «изложены факты, которые вы, возможно, не увидите в официальных средствах информации».

Гринпис обнаружил радиоактивные водоросли у побережья рядом с Фукусимой, а учены нанесли на карту мира все АЭС.

В распоряжении обитателей сетей уже есть карта пожаров, карта уровня радиации, будет карта «Яндрекс.Тревога» и «Яндрекс. Экология». Конечно, пока эти карты отражают показатели по отдельным регионам, но, однажды, будет сделано консолидирующее усилие, как, например, в ссылке на журнал Nature, приведенной в фейсбук группой «Живая планета». Ученые обозначили на трехмерной моделе Земли места расположения АЭС. Возникает вопрос, если кто-нибудь однажды совместить все опасные, тревожные, страшные точки планеты на одной карте, останется ли что-нибудь пригодное для жизни?

Владимир Сливяк в своем блоге пишет об еще одной АЭС, деньги на которую никак не получается достать «Росатому». Речь идет о Балтийской АЭС в Калининградской области. Успокаивает одно, ENEL, якобы согласившаяся войти в проект, пока ничего не подтверждает.

 

Отдельно о лесопосадках и мусоре

14 мая Рослесхоз объявил Днем посадки лесов. Нужно отметить, что не все саженцы планировалось посадить в один день из-за погодных условия в разных регионах России. Организовывать мероприятия «неповоротливому» Рослесхозу помогала некоммерческая организация «ЭКА», которая заявила о намерении посадить 5 миллионов деревьев в 2011 году. Однако, сажать леса вышли и активисты Гринпис, и ВВФ и, многие другие не столь известные защитники природы. И все бы хорошо, если бы не Ярослав Ярошенко, который опубликовал заметку, где говорит, что «ЭКА» портит репутацию экологов и в Гринпис поступают звонки от граждан, которые возмущены «обязаловкой» участия в акции «ЭКА» на местах. В ответ на сайте «ЭКА» появилось сообщение, что при попытке провести акцию в 42 регионах могли быть происшествия и «ЭКА» была бы признательная Гринпис на информацию. Отдельно авторы ответа упомянули, что школьные питомники, которые Ярошенко считает инициативой Гринпис, появились еще в годы Советской власти.

Практически одновременно с Днем посадки леса 15 мая стартовала акция «500 уборок в один день». Инициатором ее стала питерская команда «Мусора.Больше.Нет». Соответствовать названию не совсем получилось, всего прошло около 400 уборок, в которых приняло участие 9 тысяч человек.

 

Черные пятна Белого моря и краснокнижные метлы

На сайте Беллоны, прямо под репортажем о загрязнении читаем комментарий Андрея Золоткова: «Очень похоже на состояние береговой полосы Кольского залива в пределах города Мурманска и далее. Но на это никто серьезного внимания не обращает. Как с этим бороться?». В отчете, размещенном в блоге Дирекции региональных ООПТ говориться, что «разлив нефти в белом море не затронул памятники природы».

Сочинская олимпиада постоянно преподносит сюрпризы, даже, когда кажется, что обо всем было сказано. Например, в мае местный активист-эколог Владимир Кимаев заметил, что сочинские дворники наводят чистоту метлами из редкого дерева – иглица. Письмо, как водится, в прокуратуре, а дворники на своих постах.

 

Незаметная «зеленая» награда

К сожалению, очень маленький отклик в прессе получило вручение награды ООН «Защитник Земли» Ольге Сперанской, руководителю программы по химической безопасности центра «Эко-Согласие». Основная деятельность Сперанской направлена уничтожение опасных химзагрязничтелей, обозначенных Стокгольмской конвенцией, к которой России в ближайшие полгода присоединиться. Тем не менее, сведения о химических загрязнениях в России раздобыть непросто. Как пишет в своем блоге Лариса Брондер есть юридическая ловушка – с одной стороны предприятие согласно закону должно открывать доступ к информации, а с другой стороны – отчеты о загрязнениях собственность заказчика, которую он совсем не обязан показывать.