News

Законодательство, облегчающее откаты?

Опубликовано: 28/02/2011

Автор: Наталия Евдокимова

За последнее десятилетие экологическое законодательство Российской Федерации претерпело заметные изменения. В какую сторону? Для анализа и оценки тенденций нами были выбраны 10 наиболее «пострадавших» от реформирования Федеральных законов: Земельный и Градостроительный кодексы, законы о недрах, об экологической экспертизе, об отходах производства и потребления, об охране атмосферного возраста, специальные законы о континентальном шельфе РФ, о внутренних морских водах, об охране озера Байкал и др.

Экспертиза была проведена в соответствие с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». При ее проведении были выявлены общие изменения в законодательстве, ведущие к усилению коррупциогенности норм.

В вышеназванных законах изменены полномочия субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что 72 статья Конституции говорит о том, что экология и защита окружающей среды являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возможность принятие решения в этой области в новых редакциях законов передаётся с регионального на федеральный уровень. То, что раньше относилось к полномочиям субъектов, теперь является полномочиями Российской Федерации. При желании, федерация может передать свои полномочия на уровень субъекта РФ, а может и забрать обратно. Налицо еще более усилившаяся вертикализация государственной власти в стране. Вместе с полномочиями на федеральном уровне остаются и деньги. Возможность коррупции увеличивается.

Органы местного самоуправления законодательными реформами также лишены своих полномочий в области экологии и охраны окружающей среды. Местное самоуправление – это самая близкая к народу власть, лишение её полномочий ведет к ущемлению прав гражданского общества.

Замечена тенденция и понижения уровня нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в области защиты окружающей среды. С уровня закона – на уровень постановления правительства, с уровня постановления правительства – на уровень решений министерств и ведомств, с уровня решений министерств и ведомств – на уровень решений создаваемых ими комиссий. Понижение уровня принятия решений ведет к снижению и уровня ответственности за принятые решения. Если некому отвечать, тут же находятся те, кто готов воспользоваться ситуацией всеобщей безответственности.

При законодательной реформе оказались упразднены некоторые из территориальных органов Федеральных органов управления. Например, территориальные структуры Федерального органа управления государственным фондом недр, территориальный специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы и т.д. Пытаясь сосредоточить все бразды правления на федеральном уровне, не принимая во внимание особенности регионов, фигурально выражаясь, — пытаясь тушить пожары из Москвы, — власти теряют рычаги управления. То есть власть теряет власть, чем нередко начинают пользоваться «предприимчивые» личности.

Из законов также исключена часть регламентирующих норм. В условиях неопределённости, когда решение отдаётся на откуп чиновнику, коррупция процветает.

Из общего списка объектов, которые оказывают влияние на окружающую среду, исключаются некие объекты, находящиеся под прямым контролем высших чиновников страны. Имеются в виду, например, олимпийские объекты, или необходимые для проведения встречи глав государств, скажем, участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество». Они выводятся из-под юрисдикции обычных экологических законов, для них принимаются особые акты. В этих актах снижается контроль за охраной окружающей среды. В результате мы можем наблюдать массовое нарушение прав граждан при строительстве объектов в Сочи, варварское уничтожение природы, многократное удорожание объектов, что свидетельствует о наличии больших «откатов».

Если государство всерьез намерено бороться с коррупцией, необходимо исключать из законодательства коррупциогенную составляющую.