News

Антикоррупционная экспертиза: Что принесут изменения закона об охране атмосферного воздуха?

Опубликовано: 23/01/2011

Автор: Михаил Чурсин

В ближайшее время Госдума собирается рассмотреть законопроект, согласно которому атмосферный воздух будет приравнен к природным ресурсам, таким как, например, вода и полезные ископаемые, а за его использование «в производственных целях» юридическим лицам придется платить госпошлину в размере 2 тыс. руб. Эксперты «Беллоны» провели анализ законопроекта на коррупциогенность.

Липецкая инициатива

Проект закона «О внесении изменений в федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и отдельные законодательные акты РФ» был направлен Липецким областным советом депутатов на рассмотрение думского комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии сразу после новогодних каникул 10 января.

Липецкие депутаты предлагают внести поправки во вторую часть Налогового кодекса, предусматривающие плату за потребление атмосферного воздуха юридическими лицами для производственных нужд, а также за выдачу разрешения на это. Также в закон «Об охране атмосферного воздуха» предлагается внести положения о нормативах и предельно допустимом потреблении атмосферного воздуха юридическими лицами. В соответствии с идей законопроекта юридические лица обязаны будут получить разрешение на воздухозабор, которое в свою очередь будет выдавать Минприроды при уплате госпошлины в 2 тыс. руб. Также предлагается предусмотреть штраф на сумму 10-50 тысяч рублей за нарушения правил изъятия воздуха из атмосферы без разрешения. А должностные лица за организацию незаконного изъятия воздуха из атмосферы, нарушение правил эксплуатации воздухозаборов, согласно проекту, могут быть оштрафованы на 1–4 тыс. руб.

«Беллона» часто сталкивается с общениями граждан о загрязнении воздуха в российских городах. «Наша работа показывает, что даже органы власти признают – загрязнения атмосферного воздуха одна из главных проблем в экологии России, – говорит адвокат «Беллоны» Нина Поправко. – Сейчас мы готовим Доклад о нарушении экологических прав граждан в России и многие случаи, вошедшие в доклад, связаны именно с загрязнением атмосферного воздуха».

 

Почему именно Липецк?

Новолипецкий металлургический комбинат – крупнейший загрязнитель атмосферного воздуха в Липецкой области и один из самых активных загрязнителей в России. В самом Липецке доля загрязнения воздуха от комбината составляет 95% даже при применении им некоторых очистительных технологий.

«Несмотря на произносимые властями слова о том, что воздух в городе становится чище, врачи заверяют об обратном фиксируют рост легочных заболеваний в городе, – говорит исполнительный директор Экологического правозащитного центра «Беллона». – По статистике сама Липецкая область входит в число относительно благополучных, но только потому, что замеры происходят сразу по многим показателям. Если брать только ситуацию с атмосферных воздухом, то ситуация будет иной. По официальной статистике, в регионе 17 человек из тысячи имеет хроническую обструктивную болезнь легких. Это вдвое выше среднемировых показателей. При этом эксперты считают, что реальные цифры втрое больше».

 

Киотский протокол

Напомним, что Киотский протокол обязывает Россию осуществлять политику и меры по ограничению и сокращению выбросов, к которым относится повышение энергоэффективности, содействие лесовосстановлению, разработка, внедрение и использование передовых и инновационных экологически безопасных технологий. Поглощение выбросов парниковых газов за счет ведения лесного хозяйства и землепользования ежегодно в 2007 году составило 0,19 млрд. тонн. Однако, «изъятие атмосферного воздуха и выделение парниковых газов в процессах горения для производственных нужд осуществляется коммерческими юридическими лицами, а лесовосстановление и воспроизводство лесов, которые поглощают парниковые газы, обеспечивается органами государственной власти» – сетуют липецкие депутаты.

В связи с этим региональные парламентарии считают, что принятие данного законопроекта позволит преодолеть пробел действующего законодательства в части регулирования правоотношений, касающихся нормативов допустимого потребления атмосферного воздуха, порядка их установления, определения платы за потребление атмосферного воздуха и установления меры ответственности юридических лиц за нарушение порядка потребления атмосферного воздуха. А в конечном итоге «проект данного Федерального закона позволит создать экономические условия для совершенствования технологических процессов, снижения выбросов парниковых газов и обеспечения минимального необходимого для производственных нужд потребления атмосферного воздуха» – сообщается в пояснительной записке проекта законопроекта.

 

Каковы шансы?

Прислушаются ли федеральные законодатели к инициативе региональных коллег пока не известно. «Безусловно, шансы на его принятие были бы намного больше, если он был инициирован не региональным парламентом, а президентом или правительством. Депутаты думы относятся к региональным парламентариям как к братьям младшими и не особо внимательны к их инициативам, – говорит Николай Рыбаков. – Такое отношение обычно даже в том случае, если региональная дума полностью «единороссовская» (как в Липецкой области, где 80% депутатов состоят во фракции партии власти). Поэтому шанс на принятие есть, если липецкие депутаты найдут в Думе хороших лоббистов.

 

Антикоррупционная экспертиза

«Беллона» и Трансперенси Интернешнл провели анализ проекта закона на коррупциогенность.

«Скорее всего, липецких депутатов все-таки волнует состояние атмосферного воздуха в области. Но сам закон вряд ли поможет решить проблемы – скорее он создаст новые коррупционные механизмы. Уж слишком много неопределенности в законопроекте и слишком много отдается на откуп чиновникам» – считает Наталия Евдокимова, руководитель направления по экспертизе законодательства Экологического правозащитного центра «Беллона», которая проводила анализ.