News

Михаил Амосов о ситуации с «Охта-центом»: «Теперь нам надо внимательно следить, чтобы постановление № 1079 отменили»

Михаил Амосов с трибуны Законодательного Собрания Петербурга передаёт плакат против строительства башни "Газпрома" губернатору города Валентине Матвиенко

Опубликовано: 10/12/2010

Автор: Борис Вишневский

Постановление городского Правительства Петербурга № 1079 было принято вопреки мнению общественности и заключениям экспертов. Еще год назад было доказано, что 403-метровая башня грубо исказит исторические виды города, что запрещено законом. Теперь Постановление должно быть отменено.

Представители «Яблока» и движения «Охтинская дуга» при участии юриста «Беллоны» Нины Поправко на протяжении восьми месяцев оспаривали в суде, но безуспешно.

Теперь их правота фактически подтверждена их оппонентами, отменяющими скандальное постановление. Отметим, что 15 декабря президиум городского суда должен рассматривать надзорную жалобу Михаила Амосова, Бориса Вишневского, Максима Резника и Николая Рыбакова по этому делу – и не исключено, что заявление об отмене постановления № 1079 связано с тем, что жалоба имела большие шансы быть удовлетворенной.

В пресс-службе ОДЦ «Охта» заявляют, что перенос здания на другое место потребует и разработки нового проекта, поэтому, не исключено, что «Газпром» примет решение отказаться от социальной составляющей – иными словами, ни катка, ни музея современного искусства и каких-либо иных общественных пространств предусмотрено не будет. Думается, что это мы переживем – слишком дорогой ценой нам достались бы эти «общественные пространства».

Новое место для размещения будущего небоскреба пока не определено – губернатор предложила общественности решить этот вопрос совместно с городскими властями, но при этом не допустить потери для города столь крупного инвестора. По словам Матвиенко, на решение о переносе места строительства повлияла сложная общественная ситуация в Петербурге вокруг «Охта-центра». Губернатор заявила, что в течение двух лет в городе активно обсуждалась возможность строительства доминанты в 400 метров на Охте, что Смольном внимательно следили за дискуссией, изучали все «за» и «против». «Бесконечно эта дискуссия продолжаться не может. Нам очень не хотелось, чтобы вокруг такого амбициозного, нужного городу проекта не было согласия», – заявила Матвиенко.

Согласия действительно не было – но большинство горожан по всем опросам, кроме заказанных самим «Охта-центром», выступало категорически против башни. И ни в какие дискуссии по этому вопросу ни администрация, ни «Газпром» не вступали – они лишь заявляли, что выбранное место оптимально, и обсуждать тут нечего. Против строительства на Охте выступали «Яблоко» и «Живой город», «Охтинская дуга» и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, «Беллона» и Движение гражданских инициатив, другие общественные организации. Перенести место строительства «подальше от центра» призывали Олег Басилашвили и Александр Сокуров, Яков Гордин и Александр Кушнер, Сергей Слонимский и Михаил Пиотровский. Союз архитекторов предлагал создать рабочую группу для выбора нового места и внесения необходимых поправок в Генплан. Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО требовал «воздержаться от реализации проекта «Охта-центра» с заявленной высотной доминантой на выбранном месте». Наконец, Дмитрий Медведев заявил что он «навскидку» может предложить «десяток других мест, которые эта башня бы украсила». В ответ на это вице-губернатор Михаил Осеевский напомнил президенту, что вопрос о строительстве «Охта-центра» – прерогатива властей Петербурга, а не федеральных структур, а представители «Газпрома» сообщили, что уже давно «после длительных и детальных консультаций» выбрали для башни именно Охтинский мыс, и возвращаться к обсуждению этого вопроса совершенно не намерены. Исполнительный директор «Охта-центра» г-н Бобков так прямо, честно и по-стариковски и ответил Медведеву: «перенос места для строительства невозможен».

И вот – новый поворот, причем стремительный. Почему? Да, скорее всего, прозвучала команда «сверху» – от президента. Но она никогда не прозвучала бы без массового сопротивления «снизу». Только общественная активность заставила власть отступить. Но вопрос еще не закрыт: надо добиться, чтобы были спасены археологические памятники на Охтинском мысу, чтобы там вообще ничего не строили, а был бы организован музей, который могли бы посещать и жители Петербурга, и наши гости.

Сторонники «Охта-центра или срочно меняют свою точку зрения, заявляя, как депутат ЗАКСа от «Единой России» Виталий Милонов, что они и сами бы хотели перенести его подальше, чтобы не подвергаться санкциям ЮНЕСКО (угрожавшей исключить Петербург из Списка всемирного наследия), или, как архитектор Валерий Нефедов (эксперт, доказывавший в Смольнинском суде, что башня, оказывается, вовсе не изуродует исторические виды города, и вообще ниоткуда не будет видна), грустят о переносе «Газоскреба»., и говорят, что «если его перенесут ближе к Васильевскому острову, а, скорее всего, так и будет, то последствия для исторического облика города будут катастрофическими».

«Было бы логично, если еще в минувший вторник правительство города отменило бы постановление № 1079, – говорит экс-депутат Законодательного собрания, эксперт «Беллоны» и доцент Санкт-Петербургского университета Михаил Амосов. – Но я обращаю внимание на любопытное совпадение: одновременно с решением об отказе от «Охта-центра» принято, как я понимаю, решение о строительстве дороги через Химкинский лес. Своего рода размен фигур… теперь нам надо внимательно следить, чтобы постановление № 1079 отменили. И чтобы не попытались построить башню в аналогичном месте, которое также будет уродовать наш город. Хотелось бы, чтобы было найдено место, где и требуется развитие, и где не наносился бы ущерб историческим панорамам Петербурга».