News

Черная смерть в Мексиканском заливе

photo: U.S. Coast Guard

Опубликовано: 15/06/2010

Автор: Алексей Книжников

20 апреля 2010 года на оффшорной нефтяной платформе Deepwater Horizon, расположенной в Мексиканском заливе и управляемой компанией BP, произошел мощный взрыв. Случившийся в итоге сильнейший пожар бушевал в течение 36 часов, после чего платформа опрокинулась и затонула. Из скважин, расположенных на глубине 1500 метров, бьет поток нефти, выбрасывающий примерно 5 тысяч баррелей в сутки. Его пытаются перекрыть разными техническими способами, однако пока безрезультатно. Но уже ясно, что мир столкнулся с самой масштабной за всю историю нефтяной катастрофой.

Сложившуюся в Мексиканском заливе ситуацию комментирует руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников, который в момент катастрофы находился во Флориде.

«С колес»

– С побережья Флориды самой катастрофы, конечно, не наблюдал. Потом, когда с нефтяным пятном пытались бороться поджогами, видел клубы дыма. Прибыв в Вашингтон, я общался с американскими природоохранными ведомствами, собирал и анализировал сообщения и продолжаю следить за ситуацией.

Есть два аспекта катастрофы. Первый – причина самой аварии. Существует предположение, что она кроется в просчетах на проектном или исполнительском уровне. Возможно, не были учтены подводные газовые залежи, которые могли привести к выбросу газа. Или был допущен брак при обустройстве скважины.

Второй аспект – отсутствие адекватных мер по ликвидации нефтеразлива. Компания ВР, получая документацию на добычу нефти на шельфе, не рассматривала вероятность разлива такого масштаба на уровне планов реагирования и инженерных решений ликвидации утечки нефти. Вот почему сейчас компания и государственные органы буквально «с колес» пытаются придумать решение по ликвидации смертельного для всего живого нефтяного вулкана.

В шоке

Американское общество в шоке. Люди видят, что ситуация все ухудшается, хотя на ликвидацию аварии брошены колоссальные силы. Дело идет к серьезной катастрофе в Мексиканском заливе – особо ценной территории с точки зрения биологического разнообразия, природопользования и туризма.

Прогнозы весьма неблагоприятные. Подводные скважины на такой большой глубине вряд ли можно быстро перекрыть. Приведу малоизвестный в России пример. В прошлом году на аналогичной платформе у берегов Австралии случилась похожая авария. И хотя глубина составляла 90 метров, потребовалось 73 дня, чтобы заглушить бьющий на дне фонтан нефти. Площадь загрязнения оказалась огромной – 90 тысяч квадратных километров.

Если сравнивать с крупнейшими нефтяными катастрофами в США, например с самой крупной – крушением танкера Exxon Valdez у берегов Аляски, масштаб бедствия в Мексиканском заливе ее превзошел и будет только возрастать.

Участие

Для американского общества характерна высокая активность. Первой работу по привлечению добровольцев для ликвидации нефтяного загрязнения побережья и спасения животных развернула Sierra Club. ВР также ведет набор волонтеров, которым даже обещают выплатить денежное вознаграждение.

Вместе с тем образовалась коалиция НКО, которая повела кампанию против добычи нефти на шельфе и призывает к пересмотру планов развития шельфовой добычи. И в первую очередь в Арктике. Здесь есть и наше участие, поскольку мы доказали, что в арктических условиях реагировать на разлив нефти в сто крат сложнее.

Против нефтедобычи на шельфе США, что удивительно, стали выступать и публичные люди. Так, губернатор штата Флорида Чарли Крист совершил облет на вертолете нефтяного пятна. Вернувшись, он заявил, что больше не будет поддерживать проекты шельфовой добычи у побережья своего штата. После этой катастрофы, считает он, невозможно поверить в заверения нефтяных компаний, что те будут работать ответственно и чисто. Флориде есть что терять, поскольку ежегодно штат зарабатывает на туризме порядка 5 млрд долларов. Потери уже налицо…

Ущерб

Черная смерть нависла над 25 особо ценными охраняемыми территориями – рефугиумами (это что-то вроде наших заповедников), 8 национальными парками, включая национальный парк «Эверглейдс» во Флориде. Она грозит 400 видам животных, в том числе 40 видам морских млекопитающих. К примеру, вновь под угрозой оказался коричневый пеликан. Недавно этот вид был исключен из Красной книги, поскольку восстановился. Его ареал обитания – дельта Миссисипи, куда сейчас идет основное пятно. Под угрозой морские черепахи, которые размножаются там же, а также тунец, нерестилища которого находятся в той же акватории.

На восстановление экосистемы залива потребуются десятилетия. Причем воздействие на живую природу будет усугубляться распыляемыми сейчас реагентами. Для ликвидации пятна используются диспергенты, которые эффективны против загрязнения нефтью пляжей, водорослей, животных и птиц в прибрежной зоне. Эти химические вещества разрушают нефтяную пленку на поверхности воды и переводят нефть в капли, рассеянные в толще моря. (Это не решение проблемы, а перевод воздействия с одних живых существ на другие.) Сами диспергенты токсичны, от них страдают планктон и рыба. В первые дни был введен запрет на рыболовство — сначала на десять дней, затем на неопределенное время.

Химические реагенты используются потому, что собирать нефть в зоне сильного волнения сложно. В Мексиканском заливе часто наблюдается штормовая погода. Боновые заграждения в таких условиях малоэффективны. Впрочем, малоэффективны в итоге и реагенты – уже обнаружены линзы нефти в толще воды и на морском дне. В таком виде она может находиться долгое время, отравляя воду, планктон и всю пищевую цепочку.

Хуже всего, что пятно сейчас затягивается течением в восточную часть залива. Есть опасность его смещения вдоль западного побережья Флориды, вдоль парка «Эверглейдс», а далее оно может быть подхвачено Гольфстримом. При таком сценарии черная смерть может распространиться на тысячи километров, загрязнив часть Атлантики.