News

Пожары для противопожарной дороги

Опубликовано: 29/03/2010

Автор: Александр Шуршев

На Черноморском побережье России, в будущем заповеднике «Утриш» продолжается противостояние экологов и строителей. Первым уже несколько раз удавалось остановить бульдозеры, уничтожавшие ценный лес для строительства дороги. Вторые не оставляют попыток эту дорогу построить.

В феврале 2010 года вице-губернатор Краснодарского края Джамбулат Хатуов вновь заговорил о необходимости строительства лесохозяйственной дороги для борьбы с пожарами на территории заповедника.

Защитники заповедника тут же забили тревогу. Они не понимают, зачем строить новую лесохозяйственную дорогу, когда есть старая, построенная ещё в 60-х годах: однополосная дорога, которая шла от объездной дороги Сукко – Малый Утриш в сторону моря примерно до середины лесного массива. По словам бывшего заместителя главы Анапы Николая Шабельникова, которые приводит сайт движения «Спасём Утриш!», эта дорога, до последнего времени находившаяся в удовлетворительном состоянии, ранее использовалась для санитарных рубок. По своему второму предназначению – противопожарному – за полвека своего существования она не использовалась ни разу, потому что пожаров в этой части леса не было никогда.

Экологи опасаются, что чиновники хотят построить дорогу не столько для противопожарных нужд, сколько для коммерческих. В том же интервью, которое Джамбулат Хатуов снова заговорил о необходимости строительства дороги, он рассказал о планирующейся «точечной рекреационной застройке» на береговой линии за границами заповедника. При этом вице-губернатор ссылается на жителей посёлка Малый Утриш, «которые живут здесь испокон века, нужно, наконец, создать достойные условия». Отвечая на это, общественники предлагают вспомнить ещё об одной давно существующей дороге – между посёлками Сукко – Малый Утриш. Достаточно её благоустроить и тогда малым утришцам будут созданы те самые «достойные условия жизни», о которых говорил чиновник.

Отдельно стоит упомянуть о пожарах. Раньше в этой части леса никогда пожаров не было, потому что раньше утришский лес охранялся, а наплыв туристов контролировался, но потом штат сотрудников расформировали. И даже в этом случае особой тревоги ни у кого не было – небольшие возгорания случались в летнее время в районе береговой полосы, но их тушили с моря сами туристы, иногда с помощью лесной казачьей дружины. И только в последнее время начали поступать «тревожные звонки». Казалось бы, в самое спокойное, зимнее время, 11 января и 6 февраля, произошло два возгорания. Оба пожара произошли рядом со вновь проведенной дорогой. После того, как возгорания были потушены, были выявлены следы поджога – мощные костры были разведены прямо перед отвалами выкорчеванных деревьев, оставленных строителями. Защитникам леса удалось зафиксировать номера автомобилей, замеченных вблизи от источников огня. Были составлены соответствующие акты, которые вместе с фото- и видеоматериалами были переданы в администрацию Анапы. По странному совпадению, как раз в феврале, после этих происшествий, вице-губернатор Краснодарского края вновь заговорил о строительстве противопожарной дороги.

Сейчас департамент лесного хозяйства Краснодарского края объявил об открытом конкурсе на право заключения концессионного соглашения для строительства дороги. А экологи говорят о новой попытке легализации незаконного строительства.