News

Страны сделали первые шаги к выполнению Копенгагенского соглашения

wikimedia commons

Опубликовано: 03/02/2010

Автор: Чарльз Диггес

Перевод: Мария Каминская

НЬЮ-ЙОРК — Следуя договоренности, достигнутой в декабре в Копенгагене, президент США Барак Обама официально заявил о том, что в ближайшие десять лет Соединенные Штаты намерены сократить выбросы углекислого газа на 17% по сравнению с уровнем 2005 года. Впрочем, экологи обеспокоены, что США не смогут сдержать обещание, если Конгресс не примет многострадальный законодательный пакет по противодействию изменениям климата.

Президент Обама также пообещал, что в течение тех же десяти лет федеральное правительство — самый внушительный потребитель энергоресурсов в экономике США — снизит свои собственные выбросы углекислого газа на целых 28%.

Заявления главы государства не стали неожиданностью для экологов, но все же получили позитивную оценку на фоне ежегодного послания Конгрессу, с которым Обама выступил перед законодателями 27 января. От этой речи — ежегодного доклада Конгрессу о положении в стране, первого для Обамы, вступившего в должность в прошлом январе, — экологи ожидали более жесткого обозначения президентской политики в отношении изменений климата, как, например, конкретных обязательств по снижению выбросов. Однако, Белому дому, лавирующему между лагерями демократов и республиканцев, пришлось пожертвовать более решительными заявлениями ради поиска компромиссных путей, которых требует все более сложная и напряженная обстановка в сфере выполнения многих текущих задач внутренней политики.

В отношении выбросов правительства США Обама сказал, что в 2008 году собственные затраты администрации на электричество и топливо составили более 24,5 млрд. долл.. Сокращение выбросов федерального правительства, по словам президента, приведет к снижению энергозатрат на правительственные нужды в размере, эквивалентном 205 млн. баррелей нефти. Такого же эффекта можно было бы достигнуть, уменьшив количество всех автомобилей, разъезжающих по дорогам страны, на 17 миллионов на срок в один год.

Инициатива по сокращению выбросов административных ведомств США была разработана в рамках правительственного указа, подписанного Обамой в прошлом октябре. Согласно указу, министерские структуры должны принять на себя конкретные обязательства по сокращению негативно отражающихся на климате выбросов от эксплуатации зданий и правительственных автомобилей. Впрочем, под эту инициативу не подпадают выбросы, производимые компаниями-поставщиками услуг для федерального правительства, или выбросы от собственных автомобилей федеральных служащих.

Таким образом, вопрос снижения выбросов федерального правительства уже можно зачислить в список экологических побед нынешней администрации. Того же, однако, пока нельзя сказать о сокращении общих национальных выбросов США, которого, по заявлениям, сделанным 28 января Тоддом Стерном (Todd Stern), особым представителем США по вопросам изменений климата, Соединенные Штаты намерены добиться к 2020 году, согласно обязательствам, принятым в декабре в Копенгагене. В законодательном пакете по чистой энергетике и противодействию климатическому кризису заложена цель сократить выбросы углекислого газа на 17% в течение ближайших десяти лет, однако на принятие этого пакета Конгрессом остается пока лишь только надеяться.

Законопроект, в котором предлагаются новые нормы по выбросам и прописывается система ограничения промышленных выбросов с помощью торговли квотами, до сих пор является предметом ожесточенных дебатов в американском парламенте. Тем временем, под угрозой авторитет Соединенных Штатов как страны, добивавшейся объединения международного сообщества перед лицом климатической угрозы. Другие государства, последовавшие примеру США на копенгагенской конференции ООН по изменениям климата и пообещавшие объявить о сокращении национальных выбросов, уже готовы приступить к исполнению своих обязательств. Если теперь сами Соединенные Штаты не сдержат своего обещания, это может создать для Вашингтона серьезные проблемы во внешней политике.   

Копенгагенское соглашение

Достигнутое в прошлом декабре Копенгагенское соглашение — по сути лишь политический документ, закрепивший согласие 28 представителей мировых держав и блоков, включающих отдельные государства, принять меры к сокращению выбросов CO2 и найти средства для того, чтобы помочь бедным странам начать переход к более чистой энергетике. Соединенные Штаты, Китай и некоторые другие государства, входящие в первый десяток глобальных загрязнителей, согласились к концу января заявить о конкретных целях по сокращению своих национальных выбросов и нести перед мировым сообществом ответственность за данное обещание.

Вместе с тем, копенгагенский документ — не формальное решение сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата и не является юридически обязательным. По этой причине – а также потому, что он явился результатом тяжелого и беспорядочного переговорного процесса, закончившегося тем, что участники конференции не утвердили соглашение официально, а всего лишь «приняли к сведению» — наблюдающие за развитием событий политические аналитики и общественные организации считают январские заявления той первой «лакмусовой бумажкой», которая проверит на прочность достигнутое соглашение и позволит надеяться на более юридически сильный документ в дальнейшем.  

Объявляя, в соответствии с назначенным на 31 января сроком, о принимаемых Соединенными Штатами обязательствах по сокращению выбросов, специальный посол США по вопросам климата Стерн сказал, что это заявление «отражает последовательную политику приверженности президента Обамы целям противодействия изменениям климата и развития чистой энергетики через активные действия как во внутренней, так и в международной политике, которые укрепят нашу экономику, усилят национальную безопасность и защитят нашу окружающую среду».

При этом Стерн осмотрительно добавил, что заявленная цель все еще может измениться в зависимости от того, в каком виде удастся провести пакет климатических законов в Конгрессе США.

Большинство стран на пути к выполнению январского срока

Соглашение о том, чтобы к концу января текущего года объявить о целях сокращения национальных выбросов, свершилось буквально в последние минуты копенгагенской конференции. После двух недель бесплодных переговоров делегаты провели всю ночь, выводя окончательный вариант той договоренности, основные положения которой были выработаны Обамой совместно с лидерами Китая, Индии, Бразилии и Южной Африки.

За два дня до наступления срока, согласно данным US Climate Action Network, сети американских организаций, работающих с проблемами глобального потепления, 23 страны объявили о заданных национальных планках по сокращению выбросов, либо сообщили, что намерены это сделать в ближайшее время. US Climate Action Network следит за прогрессом, постоянно обновляя данные по различным странам на своем сайте. На сегодняшний день, по информации сети, 67 стран, включая 27 членов Евросоюза, отвечающие, в общей сложности, за 77,3% глобальных выбросов, готовы либо уже заявили о своих планах поддержать цели соглашения. Одними из первых были крупные развивающиеся государства, принимавшие участие в разработке соглашения: Бразилия, Южная Африка, Индия и Китай.

Именно эта четверка объединенным блоком противостояла усилиям копенгагенских делегатов провести договоренность, юридически обязывающую развивающиеся страны принять на себя обязательства по сокращению выбросов. «Союз четырех» настаивал на том, чтобы богатые страны прежде выполнили свое обещание предоставить бедным государствам финансовую помощь на реформы, связанные с переходом к энергетике низкоуглеродного выброса.

В конечном итоге, Бразилия, Южная Африка, Индия и Китай все же согласились выработать собственные обязательства по сокращению выбросов, хотя и подчеркнули, что принятые планки будут предметом их добровольного решения. Китай пообещал, что сократит уровень углеродоемкости на 40-45% на единицу национального валового продукта, а Индия — на 20-25%, в рамках того, что в ООН принято называть Business As Usual — сценария обычного развития, при котором не принимается никаких особых мер по сокращению выбросов. 

Бразильский президент Луис Инасио Лула да Силва подписал законопроект, по которому Бразилия должна будет сократить свои выбросы на 39% к 2020 году, а Южная Африка объявила о планах по снижению интенсивности углеродного выброса на 34% за тот же период.

Свои обещания по сокращению выбросов CO2 дали также и развитые индустриальные государства. Австралия еще до копенгагенской конференции заявила о 5-процентном сокращении выбросов и, возможно, повысит эту планку, при условии, что другие страны также примут на себя более жесткие обязательства. Европейский Союз повторно заявил об уже принятом ранее решении сократить углеродный выброс на 20% по сравнению с уровнем 1990 года и также может поднять эту планку до 30%, если правительства других стран продемонстрируют готовность сделать большее со своей стороны.

Огонь критики со стороны республиканцев

Реакция на заявления Обамы и Стерна со стороны противников законодательного пакета по изменениям климата не заставила себя ждать. Как сообщает агентство новостей в области энергетики и экологии ClimateWire, уже в тот же день из республиканского лагеря, со стороны Мэтта Демпси (Matt Dempsey), пресс-представителя сенатора-республиканца от штата Оклахома Джеймса Инхофа (James Inhofe), последовал комментарий, в котором Демпси назвал данное Белым домом обещание по сокращению выбросов CO2 «бессмысленным».

«Учитывая все те заявления, которые делали демократы в Сенате, а это длинный список, законопроект по торговле квотами в этом году провалится», — сказал Демпси, выразив настроения многих других республиканских законодателей, занявших сходную позицию после первого президентского ежегодного послания Конгрессу, в котором Обама ни словом не обмолвился о сокращении выбросов посредством системы торговли квот.

Демократы, тем временем, попытались отразить удары республиканцев, дав в прессе высокую оценку заявлениям Белого дома.

Конгрессмен Эдвард Марки (Edward Markey), демократ, представляющий в нижней палате штат Массачусетс, назвал данное Обамой обещание по сокращению выбросов «вехой» в экологической политике нынешней администрации. Марки стал одним из авторов законопроекта, уже успешно прошедшего в Палате представителей в июне и обязавшего США к 17-процентному сокращению выбросов к 2030 году и 83-процентному сокращению к 2050 году.

«Администрация Обамы ведет мир на пути к эффективному соглашению, которое даст возможность развить чистую энергетику и снизить загрязнения. Америка снова становится лидером в это глобальном усилии», сказал Марки в заявлении, полученном «Беллоной».