News

В российских городах отсутствует управление качеством воздуха

A fossile fuel factory belching CO2 and other green house gasses into the atmosphere.
Bellona Archive

Опубликовано: 08/04/2009

Автор: Нина Поправко

Несмотря на интенсивное развитие системы санитарно-гигиенического нормирования и экологического надзора, более чем в 200 городах России превышены нормативы качества атмосферного воздуха. Причем за последние годы цифры практически не меняются. Эта тенденция показывает несостоятельность существующих принципов управления качеством атмосферного воздуха, и требует скорейшего их реформирования.

Вопросам загрязнения воздушного бассейна РФ была посвящена 12-я Всероссийская конференция «Нормативно-методическое, техническое и информационное обеспечение воздухоохранной деятельности «Атмосфера-2009», прошедшая 30-31 марта в рамках Санкт-Петербургского воздушного конгресса. Организатор мероприятия — ФГУП «НИИ Атмосфера», специализирующийся в области атмосфероохранной деятельности.

В конференции приняли участие эксперты из Минприроды России, Росприроднадзора и Ростехнадзора, представители бизнеса и общественности, научные сотрудники НИИ и экологи из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Свердловска, Томска, Челябинска и других регионов нашей страны, республики Беларусь, а также Франции, Голландии, Швеции, Италии и Канады. Подобного рода конференции вызывают большой интерес и проводятся ежегодно, начиная с 1997 года. 

Выступающие отмечали, что основной закон, регламентирующий качество атмосферы — «Об охране атмосферного воздуха», носит рамочный характер, и, чтобы он работал, необходимо большее количество нормативно-правовых актов, которых не хватает. 

Законы и ведомства

Наша страна является полноправной Стороной Венской конвенции об охране озонового слоя, а также Стороной Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой. В 1991 году Российская Федерация приняла на себя все обязательства бывшего СССР в отношении вышеназванных документов.

В России ведомством, ответственным за выработку государственной политики в области охраны озонового слоя, является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В соответствии с возложенными на него функциями, оно организует и осуществляет государственный экологический контроль за качеством атмосферного воздуха.

Уполномоченной службой по охране атмосферного воздуха является Федеральная служба в сфере природопользования. Именно она и следит за охраной окружающей среды и на нее возложен контроль исполнения законодательства в области охраны окружающей среды. Органы Ростехнадзора выдают разрешения на вредные физические воздействия на атмосферный воздух, и на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, а Росгидромет осуществляет наблюдения за состоянием озонового слоя.

 В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», запрещено проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли.

А что на деле?

Норма хорошая, но, как правило, на территориях городов уже функционируют предприятия, которые допускают в своих выбросах превышение предельно-допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ. Оборудование таких предприятий, доставшихся нам еще с советских времен, устарело и нуждается в модернизации и реконструкции. Но денег на это ни у самих производств, ни у соответствующих ведомств нет. Вот и получается, что проектировать нельзя, а работать можно.

К тому же деятельность органов государственной власти, обязанных проводить государственный экологический мониторинг атмосферного воздуха оставляет желать лучшего. Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий и снижает эффективность всей системы мониторинга. Сведения о деятельности предприятий и о состоянии среды в зоне их воздействия по большей части усреднены или основаны на заявлениях самих предприятий.

Все крупнейшие города России, а их примерно 120, имеют загрязнение среднее, выше среднего и высокое. Крупных городов с низким загрязнением атмосферного воздуха у нас практически нет. Особое опасение у ученых вызывает формальдегид, которым в особенности заражены южные регионы. Дело в том, что он активно образуется под воздействием солнечной радиации и при высоких температурах. Северянам в этом плане повезло больше. 

А что в Питере?

bodytextimage_bigphoto_ru-vyhlop.JPG Photo: Фото: bigphoto.ru

По загрязнению углекислым газом, наш город гораздо чище Москвы. Однако у нас сильно превышены показатели по диоксидам серы и азота, бензопирену. Бензопирен представляет угрозу здоровью в любых количествах, особенно его много на магистралях города и вблизи заправочных станций. В лидерах оказался Красносельский район. 

Согласно мониторингу, больше всего диоксида серы, образующегося благодаря использованию серосодержащего топлива, выпадает в Пушкинском районе. А основным источником загрязнения оксидом азота является все увеличивающееся количество автотранспорта, работающее на дизельном топливе и бензине.

В Санкт-Петербурге около 2 000 зданий находится в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий, в которых по скромным подсчетам проживает около 300 тысяч жителей. Как отмечают представители всемирной организации здравоохранения, даже такие заболевания граждан как грипп и ОРЗ связаны со степенью загрязнения атмосферного воздуха. 

Загрязняющие вещества, находящиеся в атмосфере, наносят также серьезный ущерб не только зеленым насаждениям города, но и культурному наследию. Материалам из камня, которые подвергаются воздействию атмосферного воздуха, основную угрозу представляют все те же диоксиды азота и серы.

А что у них?

Во многих странах ЕЭС проблемы решаются на законодательном уровне, а наша нормативно-правовая база нуждается в серьезном усовершенствовании. К примеру, в российской практике нет документа, обязывающего снижать выбросы запахов. Выступающий Йохан Фурман из Нидерландов рассказал, что на его родине налажен мониторинг так называемыми «электронными носами» — аналогами человеческих, и в случае появления запаха, тут же определяется источник загрязнения атмосферы. 

Выхолащивание же основных экологических норм из законодательства РФ и практика применения оставшихся, явно показывает, что вопросы охраны атмосферного воздуха для государственных служб пока не являются приоритетными. 

И выводы…

Участники конференции пришли к выводу о необходимости введения в действие и использовании усовершенствованных экологических нормативов качества атмосферного воздуха, что позволило бы существенно снизить неблагоприятное воздействие на окружающую среду. 

Установление перечня загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, при которых человек чувствует себя комфортно, позволит оздоровить нашу среду обитания.

Назрела потребность внедрению в управление воздухоохранной деятельностью рыночных механизмов, способствующих переходу на новые экологически чистые технологии. 

Интеграция Российской Федерации в международные экономические системы делает актуальной задачу по сближению воздухоохранного законодательства страны с наиболее передовыми законодательными системами экономически развитых стран.

Представляется, что органы государственной власти, наделенные специальными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха, должны быть готовы к разработке документов, отражающих основную цель, задачи и методы совершенствования воздухоохранной деятельности в Российской Федерации.