News

Нет – войне, да — партнерству

Опубликовано: 23/12/2008

Автор: Сергей Симак

Один из ключевых вопросов НКО – позиционирование по отношению к власти. Существует только три варианта такого позиционирования – «марионетка», «оппозиция» и «независимый партнер». Не вдаваясь в рассуждения о преимуществах и недостатках каждой из стратегий, констатирую: мы в Самаре и области реализуем стратегию независимого партнерства.

Участвовать в  принятии решений
Мы уверены: обеспечение экологической безопасности объективно является общей задачей как экологической общественности, так и властей. Не нужно заведомо отождествлять власть в целом с конкретными чиновниками, принимающими по разным причинам антиэкологические решения. Бесперспективна в качестве стратегии установка на «победу» над властью. Поэтому мы стремимся искать и находить союзников во властных структурах, органах контроля, надзора, правоохранительных органах. Только в сотрудничестве можно добиться результатов.
Следует обратить особое внимание на то, что власть не монолитна. Так, при многолетнем, продолжающемся по сей день противостоянии с главой города Самара Виктором Тарховым (включающим ряд выигранных нами судебных процессов по отмене разрешений на строительство в городских парках), у нас много сторонников среди сотрудников низшего и среднего звена администрации города. Некоторые из них со временем становятся руководителями, например, нынешний министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области Дмитрий Азаров, что дает нам новые возможности.
Другой пример. При широкомасштабных нарушениях экологического законодательства и экологических прав людей в Кинель-Черкасском районе Самарской области, за что ответственно руководство района, мы активно сотрудничаем с администрацией сельского поселения Кинель-Черкассы, глава которого является членом Самарского СоЭС. В 2008 году мы совместно выиграли судебный процесс против районной администрации по защите экологических интересов граждан. Та допустила размещение нескольких десятков тысяч тонн токсичных солевых шлаков алюминиевого производства на районном полигоне ТБО, находящемся всего в 3 километрах от поселения, в километре от реки Кинель. Ниже по течению – водозаборы Кинель-Черкасс и города Отрадный.
В результате активной деятельности, и не только судебной, Самарский СоЭС в последние годы стал достаточно влиятельной организацией, способной оказывать воздействие на принятие решений органов власти в регионе. К нам стали обращаться за помощью и с предложениями о сотрудничестве не только граждане, но и руководители органов местного самоуправления.
Так, с просьбой о создании общественной инспекции за последний год обратились главы Сергиевского и Волжского районов Самарской области. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды выразило заинтересованность в создании такой инспекции в городе Новокуйбышевске. А руководство Департамента городского хозяйства и экологии Самары совсем недавно предложило взять на себя организацию общегородских «Дней защиты от экологической опасности».

В единстве – сила!
Объединение под одним «зонтиком» большинства региональных и местных экологических и активистских организаций и групп обеспечило возможность проведения единой политики, согласования действий, методической и организационной поддержки друг друга при сохранении юридической и организационной независимости.
Важнейшим консолидирующим фактором являются разработанные Самарским  СоЭС программы: «Общественный экологический контроль», «Формирование экологической культуры населения», «Юридическая поддержка экологических прав граждан», «Животные в городе», «Мониторинг экосистем Самарской Луки», «Экологическая экспертиза», волонтерские программы.
Одна из наиболее успешных – Программа «Общественный экологический  контроль». Его осуществляет Общественная инспекция Самарского СоЭС. В настоящее время она действует в Самаре, Сызрани, Кинель-Черкассах, планируется ее создание в Тольятти, Кинельском районе и в городе Сергиевск. Она объединяет 78 общественных инспекторов и 29 стажеров.
Правовым основанием общественного экологического контроля являются ст. 64 и 68 Федерального Закона «Об охране окружающей среды». Итоги работы инспекции говорят сами за себя.
За 2008 год выявлено 492 нарушения экологического законодательства, составлено 286 актов, переданных в специально уполномоченные органы. На 20 ноября .2008 года  приняты меры административного реагирования по 136 актам, возбуждено 2 уголовных дела и 4 гражданских процесса. На «горячие линии» («зеленый телефон») в Самаре, Тольятти и Сызрани обратилось более 1100 человек. Постоянно проводится консультирование граждан и инициативных групп по вопросам защиты их экологических прав.
Еще одним постоянным видом деятельности Самарского СоЭС является участие в судебных процессах по защите экологических прав и интересов людей. Так, в 2007-2008 годах мы принимали участие в 5 судебных процессах, 4 из которых выиграны, а по пятому – отклоненному, иску подана надзорная жалоба.
Важнейшей составляющей работы является для нас формирование экологической культуры населения. В рамках этой программы в сотрудничестве с администрацией городского округа Новокуйбышевск два года назад разработана и реализуется в настоящее время городская целевая программа  «Формирование экологической культуры населения г. Новокуйбышевск». Правда, до этого мы 2 года убеждали руководство города в необходимости такой программы. Зато теперь при разговоре с руководителями других муниципалитетов или министром образования мы можем ссылаться на передовой опыт Новокуйбышевска.
В рамках Программы проведены курсы по подготовке «школьных команд» из учителей и администраторов всех школ Новокуйбышевска, социологическое исследование, консультации по развитию энергосберегающей деятельности в школах. Первый результат – энергопотребление в 18 школах города сократилось на 20%.
В рамках проекта по развитию экологического менеджмента в школах совместно с Фондом Устойчивого Развития Центр экологического менеджмента и образования Самарского СоЭС реализовал пилотный проект, включающий акции по сбору макулатуры и пластика, по обмену и передаче нуждающимся неиспользуемых вещей. Большой интерес вызвала необычная выставка рисунков и фотографий «Люди – город – мусор». Издана книга «Экологический менеджмент в школе как инструмент формирования экологической культуры школьников».
Одним из наиболее перспективных направлений работы Самарского СоЭС является проект «Помогая себе – помогаешь Земле», в рамках которого создается методический комплекс для экологизации предметных дисциплин в средней школе.
Во главе «стола»
Наш безусловный ресурс – вхождение членов СоЭС в ряд «официальных» общественных структур. Так председателем постоянного «Круглого стола» общественных природоохранных организаций при Губернаторе Самарской области является ваш покорный слуга. Наши активисты входят в общественные палаты Самары и Самарской области, экологические советы при мэриях Тольятти и Новокуйбышевска.
При нашем активном участии в последние годы проходят публичные слушания по проектам бюджета, отчетам об исполнении бюджета Самарской области и ряда муниципальных образований. Участвуем и в общественном экспертном совете при Министерстве управления финансами Самарской области, в экологическом совете областного Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Рассматриваем такие структуры как переговорные площадки, инструмент доведения нашей позиции до властей и выработки согласованной позиции.
Интересной площадкой для продвижения экологических интересов могут являться и государственные структуры по выработке и реализации демографической политики. Обращая особое внимание на зависимость состояния здоровья, рождаемости и смертности населения, мы взяли на себя подготовку  доклада «Меры по демографической стабилизации Самарской области» по заказу правительства Самарской области и проведение «круглого стола» в Самарской губернской Думе «Социально-экологические факторы демографической проблемы» с участием Министра демографического развития Самарской области.
Традиционными стали в Самарской области пресс-конференции «Экологический рейтинг предприятий Самарской области» и  «Экологический рейтинг регионов России» по материалам Независимого Экологического Рейтингового Агентства (НЭРА). Последняя пресс-конференция, проведенная в минувшем году, привлекла внимание более двух десятков СМИ.  
Про СМИ мы вообще стараемся не забывать. Для работы с журналистами  создана пресс-служба Самарского СоЭС, которая регулярно рассылает пресс-релизы для средств массовой информации. Результат налицо: в 2008 году вышло более 80 публикаций в печатных СМИ, около 140 – в Интернете, около 50 – на телевидении, в том числе 4 – на ЦТ, 8 передач на радио.
Кто старое помянет…
Однако отнюдь не всегда власть и бизнес готовы выступать равноправными партнерами с общественными организациями. Типичным примером является характерная для всех городов России ситуация с застройкой парков и скверов.
В знак противодействия такой политике Самарский СоЭС в 2007-2008 годах провел кампанию  «Сохраним парки и скверы Самары!», в рамках которой собрано более 10 000 подписей, проведены волонтерские акции в парках «Воронежские озера» и «Молодежный». Состоялся также благотворительный концерт в защиту парка «Воронежские озера».
На стадии публичных слушаний нам удалось отклонить проекты строительства в парке торгового и спортивно-развлекательного комплексов, через обращения в правительство области – кукольного театра, через выигранные суды – комплекса жилых домов. В настоящее время мы ведем судебный процесс по поводу проекта строительства торгового комплекса в парке «Молодежный». В двух последних случаях обращения в суд инициированы совместно с прокуратурой и гражданами.
Вопрос: если вы воюете с властью, как решать с нею же очередные возникающие проблемы?
Так вот, несмотря на противостояние, мы не прерываем сотрудничества с городской администрацией. Например, по заказу Департамента городского хозяйства и экологии мы проводим мониторинг бродячих собак в Самаре; для разработки Схемы обращения с отходами в рекреационных зонах города проводим исследование захламленности береговой полосы и островов реки Волги в городской черте; в сотрудничестве с Департаментом городского хозяйства и экологии планируем проведение городских «Дней борьбы с экологической опасностью» в 2009 г.
Повторюсь, война с чиновниками как самоцель не нужна. На энергичные действия мы решаемся, когда не получается добиться цели иначе. Гораздо продуктивнее сотрудничество. Как только чиновники понимают, что имеют дело с разумными, юридическими грамотными людьми, готовыми последовательно отстаивать общественный интерес, отношения тут же переходят к партнерским.