News

Norsk Hydro хочет завод, а губернатор Евдокимов – АЭС

Акция ПиМ против строительства КАЭС-2 для нужд СУАЛа.

Опубликовано: 09/09/2008

Автор: Виталий Серветник

Удастся ли атомщикам завершить свой проект с алюминиевым заводом?

2-го сентября делегация норвежской компании Hydro Aluminium на встрече с губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым заявила о намерении построить на территории Кольского полуострова алюминиевый завод.

Причём важным условием выбора площадки руководитель опытных проектов развития бизнеса в Североатлантическом регионе Бьярне Рейнхольдт назвал наличие незамерзающего порта. Существует четыре потенциальные площадки, среди которых западный берег Кольского залива и районы Териберки и Видяево.

И тут губернатор Евдокимов вспоминает про неудавшийся проект СУАЛа КАЗ-2 (второй  Кандалакшский алюминиевый завод, рядом с существующим) в связке со второй Кольской атомной электростанцией (КАЭС).

Мощный энергопотребитель ушёл, а АЭС лоббировать надо. Соглашение же подписывал с Кириенко о намерениях, обещал потреблять. И полилась песня, мол, вот уже и место подобрано, строй – не хочу. А другие площадки, проблемные уж очень они.

Оно и понятно, Штокман и Мурманский транспортный узел – проекты федерального уровня, не местного это ума дело, а значит, чего-то обещать никак нельзя. Для начала надо в Москву полетать – посогласовывать.

Ещё вот что примечательно. Hydro Aluminium заявляет о желании использовать газ Штокмановского месторождения, поэтому и все площадки выбраны на севере Кольского полуострова. Говоря про АЭС, Рейнхольдт заявил, что учитывает те дискуссии, которые идут сейчас в Норвегии относительно использования ядерной энергии.

Сложно представить, что Hydro Aluminium решится использовать энергию АЭС, при том, что население Норвегии резко негативно относится к атомной энергетике, а сама компания позиционирует себя как экологически-ответственная.

Причём те редкие дискуссии, о которых упоминает Рейнхольдт, ведутся о реакторах третьего поколения, а не о ВВЭР старого дизайна. Дискуссии – дискуссиями, а Норвегия, между прочим, являясь страной, третьей в мире разработавшей исследовательский ядерный реактор, не построила ни одной АЭС. И не собирается.

А, между тем, в пресс-релизе облправительства от 2-го сентября говорится: «При этом глава региона подчеркнул, что вопрос строительства новых мощностей Кольской АЭС является решенным».

Ещё бы, ничего страшного же, что 87% жителей региона негативно относятся к строительству новой АЭС в Мурманской области. (РОМИР, декабрь 2008), не население же указ губернатору. Ведь не выборы теперь, а угода Москве. А Росатом же в Москве.

Если нужно, то АЭС и без слушаний – дело решённое. А ведь совсем недавно губернатор (причем, даже защищая «Природу и молодёжь») говорил о слушаниях как о неотъемлемой процедуре. «А что касается общественных слушаний, они будут проведены по всему комплексу оценки воздействия проекта на окружающую среду, но только после того, как проект получит хоть какое-то воплощение. Пока еще и говорить не о чем. Будет проект — будет и обсуждение!»  — говорил Юрий Евдокимов в январе 2007 года на традиционной пресс-конференции губернатора и членов правительства, подводящей итоги года. Но с тех пор, ни проекта, ни слушаний, ни тем более референдума, на котором настаивают экологи. Но для губернатора дело «уже решённое».

Кстати, на севере области также рассматриваются проекты по строительству нескольких мощных ветропарков. А губернатор Евдокимов ещё в декабре 2006 года обещал к 2020 году 20% потребностей области в электроэнергии покрывать за счет ветряков.

Что же важнее для мурманского губернатора: обещания или указания? Поживём – увидим. Хотя, кажется, уже видим.