News

Туристические автобусы вместо лесовозов

Опубликовано: 07/08/2007

Автор: Илья Бруштейн

Санкт-Петербургское отделение Международного Зелёного креста призывает развивать экологический туризм в Ленинградской области. Этой теме, а также изучению экологических проблем региона и общению с местными активистами-экологами была посвящена трёхдневная поездка питерских журналистов в Лодейнопольский и Подпорожский район, которая состоялась в конце июля.

Наш корреспондент побеседовал с организатором мероприятия, председателем Санкт-петербургского отделения Международного Зеленого Креста Юрием Шевчуком.

― Юрий Сергеевич, в чём состояла цель поездки? Что Вы хотели показать представителям прессы?

― За три дня мы проехали около тысячи километров по северо-восточным районам Ленинградской области. И, вот, с каким феноменом сталкиваешься: во время маршрута нашей группе встречалось множество лесовозов, но ни одного туристического автобуса. Мне думается, этот факт весьма символичен: В Ленинградской области, как и во многих других регионах России, сделана ставка на эксплуатацию природных богатств, а не на жизнь в гармонии с природой. Как руководителю петербургского отделения Международного Зеленого Креста, мне бы хотелось привлечь внимание прессы к этой ситуации. Мы посетили районы области, представляющие огромную природоохранную ценность. Эти районы имеют все условия для развития экологического туризма.

― Во время пресс-туров Вы не только знакомите журналистов с природными красотами, но и привлекаете внимание к насущным экологическим проблемам региона?

― В этом небольшом путешествии мне хотелось познакомить участников группы с состоянием рек и озёр Ленинградской области, научить людей проводить визуальные наблюдения за этими природными объектами. Например, во время остановок на реке Волхов журналисты могли убедиться в тяжёлом состоянии, в котором находится эта река, воспетая ещё былинными сказителями. Антропогенное воздействие на реку огромно. Её загрязняет Волховский алюминиевый завод, инфраструктура Киришский ГРЭС, нефтехимические и биохимические предприятия. Вода в реке мутная, образуется устойчивая пена. В Волхове можно наблюдать характерный набор водорослей, типичный именно для загрязненной реки.

― Наша группа посетила и менее загрязнённые реки…

― Да, в этом особенность маршрута. Мы посещаем районы, подвергшиеся различному воздействию человека. И можно сравнивать! Например, река Сясь, в отличие от Волхова, практически не страдает от отходов промышленных предприятий. Цвет у воды совсем другой, другие водоросли… Но Сясь перегружена отходами человеческой деятельности и сельскохозяйственного производства. Невооруженным глазом можно наблюдать загрязнение азотом и фосфором. Береговая линия Сяси слишком застроена.

― Ваши поездки – это своеобразная экологическая школа для журналистов…

― Мне хочется, чтобы в нашей прессе появлялось больше толковых, грамотных материалов на экологическую тему, чтобы журналисты обладали элементарными экологическими знаниями, могли проводить самостоятельные наблюдения и делать выводы. Ведь многие изменения в природной среде можно заметить «невооруженным глазом»! Например, во время этой поездки мы сравнивали состояние рек Волхов, Сясь и Паша. И это разительное отличие! Паша ― река достаточно чистая. Эта река обладает особой аурой, подходя к ней, чувствуешь особую атмосферу. Река не отравлена, не изгажена, её берега не застроены…

― В пресс-турах, которые Вы регулярно проводите, всегда проходят встречи с экологическими активистами…

― Любая настоящая экологическая организация ― это команда единомышленников. Когда проводится пресс-тур, очень хочется познакомить прессу и общественность с этими людьми, с нашими активистами, друзьями и сторонниками из различных районов Ленинградской области. Во время поездки мы встречались с инициативной общественной группой из Шлиссельбурга, с людьми, которые очищают созданные при Петре Первом каналы, которые разработали экологически продуманную концепцию возрождения и развития родного города. Также мы встречались с нашими друзьями из экологического поселения Гришино, познакомились с их жизнью.

― Вы считаете, что жизнь в экологическом поселении нуждается в пропаганде? Этот опыт может быть полезен?

― Посещение экопоселения произвело на всех участников группы очень большое впечатление. Мы встретились со счастливыми людьми, с людьми, которые живут в гармонии с природой, которым удалось реализовать свои идеи, планы. Эти люди не мечтают о несбыточном счастье, а реализуют свои мечты. В Гришино живёт сейчас пятнадцать человек. Они выращивают экологически чистые овощи, некоторые держат кур и коз. Гришинцы изучают и развивают традиционные народные ремёсла: гончарное дело, резьбу по дереву, ковроткачество. Они пьют воду из родников и ещё не загрязнённых местных речушек, практикуют траволечение, полностью отказались от употребления алкоголя.

На Северо-западе России действует, кроме Гришино, ещё четыре подобные поселения. Мне думается, для многих людей такая форма жизни действительно может быть очень привлекательной. Не все хотят жить в больших городах, дышать выхлопными газами, тратить силы и нервы на обустройство карьеры… Во всяком случае, посещение Гришино показало, что людям очень немного нужно для счастья!

― Председатель Совета экопоселения Владислав Кирбятьев пришёл на встречу с журналистами вместе со своей двухлетней дочкой Олесей. И с гордостью сказал: «Она с весны до осени босиком бегает, туфельки не хочет одевать… »

― Такие детали показывают особенность жизни в экопоселении: дети могут бегать босиком по земле, питаться экологически чистыми продуктами, с ранних лет приобретать трудовые навыки сельскохозяйственных работ… Кстати, с жизнью в экопоселении могут познакомиться все желающие: Здесь регулярно проводятся различные семинары, о которых можно узнать на интернет-сайте поселенцев: www.grishino.ecology.net.ru

― Какую главную идею, по Вашему мнению, должны вынести из поездки журналисты?

― Зеленый Крест и Общественный экологический совет Санкт-Петербурга и далее намерен организовывать пресс-туры по Ленинградской области. А главная идея нашей работы очень проста: показать хрупкость и неустойчивость того состояния мира, в котором мы сейчас обитаем. Человек имеет достаточно сил, чтобы сделать непригодными для своего обитания огромные территории. Нельзя допустить, чтобы это окончательно произошло.

bodytextimage_monastery.jpg