News

Отведена угроза от озера Ястребиное

Опубликовано: 25/07/2007

Автор: Илья Бруштейн

Глава Республики Карелия Сергей Катанандов приостановил действие 41 лицензии на проведение горнорудных работ в районе озера Ястребиное. Экологи приветствуют это решение.

22 июля в петербургском офисе «Беллоны» состоялась пресс-конференция координатора общественной экологической группы «Защитим озеро Ястребиное», заведующего лабораторией геоинформационных технологий Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Российской Академии наук Алексея Томилина и директора Балтийского фонда природы Рустама Сагитова. После завершения мероприятия наш корреспондент побеседовал с Алексеем Томилиным.

― Алексей Максимович, почему Вы именно сейчас решили провести пресс-конференцию в «Беллоне»?

― У нас радостное событие, которым хочется поделиться с прессой и общественностью: 16 июля глава Республики Карелия Сергей Катанандов приостановил действие 41 лицензии на проведение горнорудных работ в районе озера Ястребиное. Остался нерешенным вопрос ещё с одной лицензией, но я уверен, что и она будет приостановлена в самое ближайшее время. Таким образом, угроза от озера Ястребиное отведена. Горнорудные работы там проводиться не будут.

― А что означает слова о «приостановке деятельности лицензий»? Вопрос с горнорудными работами вблизи Ястребиного окончательно закрыт?

bodytextimage_z.jpg

― К сожалению, нет. Приостановка лицензий означает, что они могут быть в любой момент возобновлены, и горнорудные работы будут проводиться (впрочем, руководство Карелии заверяет нас, что этого не произойдёт). Нынешнее решение отвело угрозу от озера Ястребиное, но оно не является окончательным. В ближайшее время начинает работу согласительная комиссия, в которой примут участие представители исполнительной и законодательной власти Республики Карелия и Ленинградской области, а также общественности. От имени группы «Защитим озеро Ястребиное» мне тоже предстоит принять участие в этой работе.

Мы будем требовать от карельского руководства не просто приостановки, а отзыва всех лицензий на проведение горнорудных работ, а также предоставления гарантий защиты природного памятника. Вокруг озера должна быть создана защитная зона, исключающая любую хозяйственную деятельность. Напомню, что озеро располагается на границе двух субъектов Федерации: Карелии и Ленинградской области. Соответственно, и охранная зона должна быть создана в этих регионах. К сожалению, статус «памятника природы регионального значения», каким является озеро, не предусматривает обязательное создание охранной зоны вокруг объекта. Но, надеюсь, в случае с Ястребиным такое решение будет принято.

― Как геолог и геофизик Вы длительного времени занимаетесь исследованиями озера, часто бываете в этом районе…

― Мне думается, озеро Ястребиное действительно не может оставить равнодушным. Это самый посещаемый памятник природы Ленинградской области. Альпинисты и скалолазы проводят там свои тренировочные сборы уже в течение почти полувека. Проходят на озере и массовые мероприятия, например, «Скальный фестиваль», в котором ежегодно принимает участие более пяти тысяч человек. Но, знаете, какой интересный феномен: несмотря на массовое посещение озера, его санитарное состояние остается весьма хорошим. Альпинисты и скалолазы проявляют себя как грамотные и экологически ответственные люди. Они своими силами регулярно убирают территорию, проводят просветительскую работу с детьми и подростками.

Вот в этом и состоит феномен Ястребиного: озеро обладает, одновременно, и огромным рекреационным, и природоохранным значением. Причем, экологический туризм, не создает угрозы для природного памятника. Эколого-воспитательную функцию Ястребиного трудно переоценить: дети и подростки не просто знакомятся с природным памятником, но и учатся бережному отношению к природе. Кстати, Ястребиное привлекает не только альпинистов. Сюда, например, любят приезжать активисты Петербургской ассоциации родителей детей-инвалидов. Они устраивают палаточные лагеря для детей вблизи озера.

― Чем опасно проведение горнорудных работ вблизи Ястребиного? Почему Вы активно протестуете против этих планов?

― Чтобы судить об опасности сооружения щебеночных карьеров, не надо быть специалистом. Например, в Кузнечном, в десяти километрах от озера уже имеется щебеночный карьер. И его деятельность на Ястребином слышится и чувствуется. А здесь планировалась соорудить множество карьеров в непосредственной близости от озера! Горнорудные работы неминуемо приведут к пылевому и шумовому загрязнению озера, к нарушению гидрологического режима. Особую опасность сейсмическая активность представляет для норных животных. Кроме того, щебеночные карьеры существенно уменьшат эколого-воспитательное значение озера. Чему могут научить детей и подростков вид «лунных ландшафтов», встреча с природой, искореженной человеком?

― Судьба озера Ястребиное привлекла внимание многих средств массовой информации, интернет-сообщества, общественных организаций… Проводились митинги, собирались подписи. Последние новости показывают, что эти усилия не были напрасными…

― Да, в борьбе за озеро мы приобрели огромный опыт. Нынешнее приостановление горнорудных лицензий ― это огромная победа экологической общественности, прессы, местных жителей, учёных, альпинистов и скалолазов. Мы все объединили свои усилия ― и эта работа дала свои плоды.

― Может быть, кто-нибудь из читателей «Беллоны. Ру» сейчас скептически усмехнется: да, мол, в случае с Ястребиным власти пошли на уступки, проявили добрую волю, показали себя «друзьями природы». Но в это самое время, например, и в Ленинградской области, и в Карелии уничтожаются другие природные памятники…

― Совершенно с Вами согласен. Успех наших усилий по защите Ястребиного не может и не должен привести к самоуспокоенности. Но акции по защите озера показали силу экологов. Я хотел бы подчеркнуть: мы все почувствовали свою силу, свою способность решать самые сложные задачи.

― Приостановка действия горнорудных лицензий не являлась очевидным решением?

― Нет. Это был очень сложный вопрос. Дело в том, что формально в первоначальных решениях карельского правительства о начале горнорудных работ вблизи Ястребиного не было никаких юридических нарушений. Приостановка лицензий, таким образом, является актом доброй воли со стороны карельского главы. Экологи и журналисты создали такую общественную атмосферу, что у Катанандова просто не оставалось другого выхода. Вот так, мне думается, надо действовать и в других ситуациях! Если необходимо остановить экологически опасный проект, то это можно сделать даже без формальных юридических «зацепок». Важен голос общественности, её слово.

― Как реагируют на ситуацию с Ястребиным местные жители?

― Их поддержка нам очень помогла. Не секрет, что так бывает не всегда. Нередко местные жители поддерживают деятельность экологически опасных производств т.к. они опасаются за свое социальное благополучие. В данном случае ситуация сложилась иначе. Горнорудный карьер не является «выгодным» работодателем для местного населения т.к. он, в основном, использует «пришлую» рабочую силу, которая трудится вахтовых способом. А для местного населения от карьеров одни убытки: экологическое загрязнение, повреждения жилых домов и хозяйственных построек в результате сейсмической активности… С другой стороны, разумное развитие туризма могло бы принести доход именно местному населению.

― Сейчас в защите Ястребиного достигнут промежуточный успех. Какие у вас планы на будущее?

― Общественная экологическая группа «Защитим озеро Ястребиное» считает, что наиболее разумным решением стало бы создание национального парка на Карельском перешейке. Законодательство о природных памятниках регионального значения не позволяет их эффективно защищать. А в рамках национального парка, куда вошла бы, например, часть акватории Ладоги и реки Вуокса, можно было бы обеспечить эффективные природоохранные меры.

Комментарий юриста "Беллоны" Нины Поправко:

Отмена с 1 января 2007 г. государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую природную среду проектной документации приводит к тому, что вопросы охраны окружающей среды экологам приходится решать не в правовом поле, а исключительно путем проведения акций, пикетов и шествий.