News

Не риторический вопрос…

Опубликовано: 20/02/2007

Автор: Григорий Пасько

Вышел в свет двадцать пятый номер журнала. Мы публикуем вступительное слово редактора.

Специалисты-футурологи из Академии прогнозирования проанализировали опыт ведущих мировых мегаполисов и составили рекомендации для правительства Москвы. По их оценкам, с экологией в Москве станет хуже, а пробок будет больше.

Вопрос: надо ли быть сотрудником академии (академиком?) прогнозирования, чтобы спрогнозировать такое? Риторический, сами понимаете, вопрос.

В конце января в стране подводились итоги деятельности Общественной палаты. В числе всяких подвигов и заслуг этого сомнительного органа было заявлено следующее: оказывается, именно палата добилась президентского решения о переносе нефтяной трубы подальше от Байкала.

Вопрос: ну и зачем нужна «Байкальская экологическая волна» в Иркутске с замечательной Мариной Рихвановой (и куча других общественных борцов за экологию), если теперь достаточно активистов палаты? (Не совсем, правда, понятно, где все эти товарищи были раньше со своей борьбой за Байкал?) Вопрос, как вы понимаете, тоже риторический.

17 марта 1891 года Александр III подписал в Петербурге Высочайший рескрипт с поручением своему сыну цесаревичу Николаю, завершавшему зарубежное путешествие в Японии. Рескрипт гласил: «Ваше Императорское высочество! Повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить такую мою волю по вступлении Вами вновь на русскую землю после обозрения иноземных стран Востока. Вместе с тем полагаю на Вас совершение в Владивостоке закладки разрешенного к сооружению на счет казны и непосредственным распоряжением правительства Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Знаменательное участие Ваше в начинании, предпринимаемом Мною, сего истинно народного дела да послужит новым свидетельством душевного Моего стремления обеспечить сношения Сибири с прочими частями Империи и тем явится сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее Мое попечение о мирном его преуспеянии».

Сравним этот текст со словами президента Путина, сказанными на одном из заседаний Совета безопасности, посвященном развитию Дальнего Востока: «В конечном счете, все наши планы должны быть ориентированы на то, чтобы Дальний Восток стал удобным, привлекательным местом для жизни людей… Здесь следует ориентироваться на эффективное участие в региональных интеграционных процессах, на углубление двусторонних связей и приграничного сотрудничества с соседними государствами… В этих целях считаю необходимым создание государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа».

Поскольку Владимир Путин — не Александр Третий, то думаю, что развитие Дальнего Востока ограничится созданием очередной комиссии. А Дальний Восток так дальним и останется, даже если там появится местечковый Лас-Вегас с игорным бизнесом во главе экономического паровоза.

2007 год — год выборов — старинной русской забавы. При наличии аж двух любимых руководством страны партий, как вы думаете, какая из них пройдет в Думу? Риторический, сами понимаете, вопрос. Пройдут обе. И на последующих президентских выборах преемником Путина станут все, на кого он укажет. Без нашего с вами участия.

Мы им давно уже не нужны. Даже для участия в выборах. Если надо — академия прогнозирования спрогнозирует им, что угодно. Общественная палата сделает вид, что ко всякого рода благоденствиям именно она причастна и никто больше. А проблемы любого региона можно решить созданием одной лишь «комиссии по вопросам…».

…С Дальнего Востока пришло письмо: «Жаль будет, если ваш журнал исчезнет: он, безусловно, нужен».

Журналом больше, журналом меньше — так ли уж важно, если есть академии, палаты и комиссии?

Вопрос — не риторический. Сами понимаете…