News

За нами следят

Опубликовано: 15/11/2006

Автор: Нина Лесихина

Федеральная служба безопасности (ФСБ), так называемый отдел экологической безопасности, очень пристально следит за деятельностью общественных экологических организаций в нашем Мурманском регионе

В большинстве случаев слежка носит скрытый характер, как и подобает секретным службам: наблюдение за деятельностью, неофициальное участие в мероприятиях, а прослушка рабочих телефонов уже не является сюжетом из фильма об агенте 007, это скорее суровая реальность нашей страны и нашего времени – «демократической» страны со строящимся в 21 веке «гражданским обществом».

Однако, официальные посещения представителями ФСБ общественных экологических организаций, также становятся явлением достаточно распространенным. Причем абсолютно не имеет значения: молодежная это организация или же экспертная. Цель всегда одна – контроль деятельности общественной организации, чтобы в любой момент под видом «друга» или же «врага», по совету или же по приказу прекратить деятельность экологов.

Механизм очень прост – звонит человек, представляется сотрудником отдела экологической безопасности ФСБ и предлагает встретиться, как правило, на вашей территории, то ли чтобы оценить уровень достатка организации, то ли чтобы обеспечить легкий доступ к любым материалам на время беседы: «А можно посмотреть ваш последний доклад, я вот видел его на полке?..»

При встрече они работают очень грамотно: предъявляют документы, дают возможность подробно ознакомиться с удостоверением и даже записать все необходимые данные.

Затем объясняют цель своего прихода – это либо желание познакомиться, так как «недавно вступил в должность», либо желание подробнее узнать о недавно проведенном вами мероприятии (акции, семинаре, презентации и др.). Но это «ни в коем случае не допрос», ведь по закону для этого необходима повестка и т.д. – они понимают, что простым запугиванием здесь «правды» не добьешься. Причем в расспросах об участниках и целях мероприятия они как бы случайно упоминают информацию, которая могла быть известна только участнику семинара, или же приходят на встречу, держа в руках листовку с вашей же акции. Они используют различные методики психологического преимущества – беседу ведут непринужденно, рассказывают много шуток и анекдотов, не настаивают на точном ответе на конкретный вопрос и каждый раз дают понять, что у них с нами общие цели.

При всей очевидности вопросов о финансировании организации – они не затрагивают этой темы, предпочитая поговорить об экологических проблемах региона или наших конкретных претензиях к нефтяным компаниям, объясняя это: «Мол, у нас больше возможностей и механизмов заставить нефтегазовые компании соблюдать законодательство. Так что, если вы узнаете о какой-либо пробоине в днище нефтяного танкера – сообщите нам, и мы мигом решим эту проблему. Вот телефончик – обязательно позвоните!»

Вся беседа проходит в такой непринужденной обстановке, что даже начинаешь расслабляться, но когда у собеседника звонит телефон с мелодией «Не думай о секундах свысока…» (из к/ф «Семнадцать мгновений весны») – понимаешь, что все это только игра, за которой стоит «система».

И тогда ты начинаешь использовать «их» же методы – максимум слов – минимум информации – безотказное правило.

В смысле – мы ничего не скрываем, вся деятельность организации законна и открыта, но «вот что-то я подзабыла фамилии экспертов и не уверена, представители каких организаций принимали участие в семинаре. Какая же я забывчивая!» И что самое интересное, мы оба понимаем, что понимаем, но каждому остается только улыбаться и посматривать на часы!

После 30-40 минутной беседы, они просят какие-нибудь доклады или информационные плакаты, выпущенные вашей организацией, еще раз многозначительно оглядывают помещение и произносят «До встречи!».

Следующая встреча происходит точно по такому же сценарию и при тех же декорациях. Они пытаются приучить нас всё рассказывать им.