News

Два года со дня трагедии К-159: подлодка все еще остается на дне

Опубликовано: 30/08/2005

Автор: Беллона

Несмотря на обещания высших чинов Военно-морского флота поднять атомную подводную лодку (АПЛ) К-159, затонувшую 30 августа 2003 года, она так и остается на дне Баренцева моря. В реакторах АПЛ содержится 800 килограммов высокоактивного отработавшего ядерного топлива.

«Судя по всему, сегодня проблема, связанная с затоплением К-159, для российских властей не интересна. Поэтому в ближайшее время «Беллона» намерена инициировать слушания в международных инстанциях для того, чтобы добиться прогресса в решении о подъеме К-159», — заявляет представитель Объединения «Беллона», капитан 1-го ранга в отставке Александр Никитин.

«К-159, затонувшая на глубине 240 метров, может по праву считаться самым опасным объектом на дне арктических морей», — добавляет он. По мнению «Беллоны», для принятия решения о подъеме К-159 или консервации её на морском дне, должно быть проведено всестороннее исследование зоны гибели АПЛ.

АПЛ К-159, выведенная из боевого состава Северного флота в 1989 году, затонула в ночь с 29 на 30 августа 2003 года в Баренцевом море во время буксировки на утилизацию. Из 10 членов экипажа сопровождения удалось спасти одного моряка и найти тела двух погибших моряков.

Сроки подъема К-159 сорваны уже дважды: первоначально планировалось осуществить его осенью 2004 года, позже официальные представители ВМФ заявляли о том, что операция будет осуществлена в июле-августе 2005 года.

Такие заявления делали, в частности, главком ВМФ Владимир Куроедов и помощник главкома Игорь Дыгало. Так, в декабре 2004 года, Куроедов заявил: «Мы не отказываемся от плана подъема подлодки. Работа ведется флотом совместно с конструкторским бюро "Малахит" и голландской компанией "Маммут".»

К-159 относится к первому поколению АПЛ, начало ее службы относится к 1963 году. Именно бюро «Малахит» разрабатывало проект 627 («Ноябрь» по классификации НАТО), к которому относится погибшая лодка.

«Сегодня в Никольском соборе в Петербурге прошла панихида, и после нее представители «Малахита» показывали родственникам план подъема», — рассказал корреспонденту «Беллоны вэб» председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин.

Накануне «Интерфакс» сообщил, что мать погибшего командира экипажа сопровождения К-159 Сергея Лаппы возмущена тем, что вопрос о подъеме АПЛ до сих пор вопрос не решен.

«Hикто из нас до сих пор не получил четкого ответа: будут ли поднимать наших сыновей, если да, то когда и что для этого делается. Когда погиб «Курск», вся страна знала о том, как идет подготовка к его подъему. Сегодня нам не говорят ничего. Такое ощущение, что об экипаже и о нас все давно забыли», — заявила Раиса Лаппа, прибывшая в Петербург с Алтая для участия в траурных мероприятиях.

Проект «Малахита»
«Проект подъема, разработанный «Малахитом», предполагает, что работы по подъему будут выполняться голландской компанией «Маммут», которая поднимала «Курск». Но «Маммут» требует прежде провести полный мониторинг зоны аварии. Стоимость полного мониторинга составляет 70 млн рублей, и эти деньги так и не были выделены», — говорит Игорь Курдин.

«Фишка проекта «Малахита» — в особых захватах, которые разработаны в этом конструкторском бюро. Все остальное оборудование в принципе есть у «Маммута». В ЦНИИ им. Крылова проводились испытания», — говорит Игорь Курдин.

Как сообщала ранее корреспонденту «Беллоны» пресс-секретарь компании «Маммут» Ларисса ван Соймерен, переговоры с российской стороной о подъеме К-159 все еще продолжаются.

Между тем, для уточнения нюансов предстоящей операции по подъему обследовать К-159 планировалось еще в мае-июне 2004 года. Предварительная стоимость операции по подъему АПЛ составляет более 50 млн. евро.

«Мы скорбим по поводу случившегося два года назад. Это все, что мы можем сказать сегодня, — заявляет главный инженер ЦКБ «Малахит» Виталий Остапенко, — На операцию по подъему и на мониторинг, необходимый для подъема, денежных средств так и не выделено».

«Черт его знает, когда будет подъем. Шевеления были, но сейчас всё находится в вялотекущей стадии», — говорит Андрей Романченко, представитель ЦНИИ им.Крылова, на площадке которого планировалось проводить отработку всех деталей операции по подъему.

Финансирование
Главная причина, на которую ссылаются российские чиновники – отсутствие финансирования проекта.

«Проблема финансирования отчасти связана с тем, что Министерство финансов считает, что на подъем АПЛ должны использоваться средства, регулярно выделяемые Министерством обороны на нужды ВМФ, и выделение дополнительных средств не предполагается.— говорит Игорь Курдин. — Есть проект постановления правительства РФ по подъему АПЛ, но это пока только проект».

По данным «Малахита», распространенным «Интерфаксом», несмотря на то, что проект подъема готов и прошел утверждение в Главном штабе ВМФ России, «два министра — Герман Греф (глава минэкономразвития) и Алексей Кудрин (министр финансов) дали отрицательное заключение на финансирование операции, в связи с чем сама вероятность подъема становится все более нереальной».

В настоящее время, сообщает «Интерфакс», проект по поднятию К-159 находится также на рассмотрении в Росатоме.

Однако Николай Шингарев, глава пресс-службы Росатома, опровергает эту информацию. «Возможно, специалисты Росатома согласуют проект с точки зрения ядерной безопасности, — говорит Шингарев, — однако отдельного проекта по подъему К-159 Росатом не рассматривает ».

«Были предложения использовать деньги Росатома, но это в основном средства, выделяемые консорциумом стран-доноров конкретно на утилизацию, а не на такие операции», — комментирует Игорь Курдин.

Норвежское агентство по радиационной защите, следящее за экологической ситуацией в Баренцевом море, не располагает информацией о планах по подъему подводной лодки. «Мы постоянно посылаем запросы российским властям, (последний раз – в июне), но они отвечают, что пока никаких планов подъема нет», – сказал в интервью корреспонденту «Беллоны вэб» Ингар Амундсен, старший советник агентства.

Экологическая обстановка в районе затопления К-159
«Мы не инициировали специальных программ эко-мониторинга вблизи АПЛ, находящейся на российской территории, но у нас есть постоянная программа анализа экологической ситуации и мониторинга состояния морской среды на Северо-Западе России, в рамках которой мы берем пробы вблизи российской границы. Наши исследования не показывают повышения уровня радиоактивности в регионе», — говорит Ингар Амундсен.

АПЛ К-159 имеет два реактора типа ВМА, мощностью 70 МВт каждый. Активные зоны реакторов содержат около 800 кг отработавшего ядерного топлива, активность которого составляет около 750 Кюри на кг.

«Основываясь на опыте, собранном специалистами по прошлым авариям с затонувшими атомными лодками, как, например, с затоплением «Комсомольца» в 1987 году, можно утверждать, что сначала радиоактивное загрязнение произойдет, а скорее всего уже происходит, на локальном уровне», — заявляет эксперт «Беллоны» Александр Никитин.

Если рассматривать более долгосрочные прогнозы, то далее радиоактивное загрязнение начнет распространяться все шире по акватории Баренцева моря. Этой «миграции» будут в особенности подвержены так называемые «горячие частицы», являющиеся результатом любого электрохимического процесса, происходящего в ядерном реакторе. Эти горячие частицы представляют собой микроскопические частицы металла, сильно зараженные альфа-излучением. Примером таких частиц может служить плутоний.

В 1989 году АПЛ К-159 была выведена из эксплуатации. В процессе вывода из эксплуатации с атомной установкой, и с реакторами в частности, были выполнены технические мероприятия, направленные на обеспечение ядерной и радиационной безопасности. Эти мероприятия позволяют обеспечивать безопасность в штатном режиме. Однако никогда не разрабатывались и не выполнялись мероприятия для аварийных ситуаций такого рода, как та, что произошла с АПЛ К-159.

Тот факт, что реакторы затонувшей АПЛ были заглушены с 1989 года, означает, что в активных зонах этих реакторов остался очень низкий уровень энерговыделения. Недостаток энерговыделения означает, что в корпусе реактора больше нет повышенного внутреннего давления, которое могло быть препятствием для проникновения морской воды внутрь, что приведет к коррозии и вымыванию радиации. Дополнительным фактором риска утечки радиации является давление воды на глубине 238 метров, где лежит утонувшая К-159. Давление воды на такой глубине еще более увеличивает опасность того, что толща воды прорвет стенки корпуса реактора и хлынет внутрь.

«В этой связи нам совершенно непонятно полное бездействие российских властей в отношении К-159», — говорит Никитин.

По мнению «Беллоны», необходимо также учитывать и психологический фактор в ситуации, когда наполненная отработанным ядерным топливом атомная подводная лодка покоится на дне богатого рыбой Баренцева моря. На перспективы рынка продажи рыбы из Баренцева моря, как в случае рыболовной промышленности и экспорта рыбы из России, так и в случае рыбной отрасли ее соседа Норвегии, слухи о радиоактивном заражении морепродукта могут произвести сокрушительный эффект.

«Мы полагаем, что это [подъем АПЛ] очень важно, и было бы очень хорошо предотвратить любую возможность утечки радиации, но необходимо оценить экологические риски операции по подъему», — говорит Ингар Амундсен.

«Россия должна тщательно исследовать все возможные технические варианты операции по приведению АПЛ К-159 в безопасное состояние», — заявляет Александр Никитин.

Имеющийся проект «Малахита» не имеет заключений по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и технического обеспечения безопасности (ТОБ), необходимых по российскому законодательству, однако эти расчеты без проведения полного мониторинга сделать невозможно.

Как заявляют представители «Малахита», в случае начала финансирования, «говорить о возможном начале операции можно будет не ранее 2007 года, так как последний месяц, когда, учитывая северные климатические условия, можно было проводить морской мониторинг, уже упущен».

«Планы по подъему всерьез не обсуждаются и не финансируются. Можно сделать вывод, что в ближайшие два-три года подъем не будет осуществлен в первую очередь из-за отсутствия политической воли: видимо, нынешняя администрация опасается нежелательных потрясений», — считает Никитин.