News

Обращение с радиоактивными отходами на Севере России: опыт, экологические и другие проблемы.

Опубликовано: 20/04/2004

Автор: Сергей Жаворонкин

Мурманская региональная общественная организация «Беллона-Мурманск»

Мировая атомная энергетика (и российская в том числе) в последние годы вступила в такую фазу своего развития, когда на повестку дня становятся проблемы, связанные с исчерпанием срока службы и прекращением эксплуатации ядерных энергетических установок (ЯЭУ), созданных в 60-70 годы. Это касается и гражданских и военных объектов.


Экологические проблемы обращения с радиоактивными отходами (РАО), образующихся в процессе эксплуатации, а также утилизации устаревших ядерных объектов ВМФ, гражданского атомного флота и АЭС по своей сложности, дороговизне и социальной значимости одни из наиболее серьезных и актуальных, бурно обсуждаемых экологами и специалистами сегодня.


Программа атомного кораблестроения бывшего СССР была ориентирована на строительство атомных подводных лодок (АПЛ) и надводных кораблей с ЯЭУ и достижения стратегического превосходства над вероятным противником в кратчайшие сроки. В тот период не рассматривались вопросы ликвидации АПЛ и других судов после завершения их эксплуатации, не создавалась требуемая инфраструктура для массовом утилизации кораблем и судов с ЯЭУ и вспомогательного флота.


Временное принятое решение по захоронению жидких и твердых радиоактивных отходов в море (хотя это было и мировой практикой) для нашем страны приобрело затяжной характер и сыграло негативную роль, затормозив разработку технологий и установок кондиционирования РАО. Все вышесказанное относится и к нашему Северному региону.


Положение в этом сфере усугубляется еще и отсутствием в стране единой и действующей государственной политики в области утилизации ядерных объектов и обращения с РАО.


В Северном регионе Российской Федерации на территории Мурманской и Архангельской областей размещены и эксплуатируются радиационно-опасные предприятия и объекты Военно-морского флота, Минэкономразвития, Минатома, Минтранса, на которых накоплено и постоянно вновь образуется значительное количество радиоактивных отходов и не подлежащего переработке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ).


В настоящее время отсутствует единая система обращения с РАО и в этом регионе. Реализованные в настоящее время разрозненные технические решения по обращению с РАО не обеспечивают современных требований экологической безопасности не только в случае возможных аварийных ситуаций на этих предприятиях и объектах, но даже в условиях нормальном эксплуатации. Такая же ситуация сложилась и с не подлежащим переработке ОЯТ.




I. Анализ состояния проблемы обращения с РАО и

не подлежащими переработке ОЯТ в северном регионе России.


1.1. Характеристика и особенности предприятий региона.

На Северо-западе России находятся предприятия и объекты указанных Министерств:

1. Базы и объекты ВМФ (Северный флот) в т.ч.- ФГУП 10 СРЗ, СРЗ «Севморпуть», береговые технические базы и пункты базирования.


2.Объекты и предприятия Минэкономразвития – ФГУП «ПО «Севмашпредприятие», ФГУП «СРЗ «Нерпа», ФГУП «МП «Звездочка».


3.Минтранса – ФГУП «Атомфлот».


4. Минатома — Кольская АЭС

Объекты ФГУП «СевРАО», переданные ВМФ МО.


5. Госстроя РФ-ФГУП «Мурманский спецкомбинат «Радон».


Базы и объекты ВМФ (береговые технические базы и пункты базирования Северного флота, и судоремонтные заводы) обеспечивают перезарядку топлива, ремонт и обслуживание атомных подводных лодок и надводных кораблем с ЯЭУ (более 100 атомных реакторов).

Судоремонтные и судостроительные заводы Минэконоразвития обеспечивают ремонт подводных лодок и их утилизацию, ремонт и техническое обслуживание вспомогательных судов.

ФГУП«Атомфлот» Минтранса обеспечивает перезарядку и ремонт судов с ЯЭУ (11 атомных реакторов) и судов технического обслуживания.

Кольская атомная станция Минатома эксплуатирует 4 энергоблока с реакторами типа ВВЭР-440.Первый энергоблок выработал свой ресурс, Проведенный объем регламентных меропроятий по заключению специалистов позволила продлить его эксплуатацию еще на 5 лет. На очереди решение судьбы энергоблока № 2.

ФГУП «Мурманский специализированный комбинат «Радон», которым с 1964 по 1994 год принимал на хранение ТРО от предприятий Мурманской и Архангельской областей, не входящих в число предприятий ядерно-топливного цикла. Эксплуатация его в 1995 году была приостановлена по причине неудовлетворительного технического состояния. В настоящее время на средства западных инвесторов подготовлен проект его реконструкции.


1.2. Основные особенности радиационно-опасных объектов и предприятий Северного региона:

— основное количество предприятий эксплуатируется с шестидесятых годов и их отдельные технические объекты и объекты инфраструктуры устарели, выработали свой ресурс и подлежат в ближайшее время снятию с эксплуатации;


— крупные предприятия Минэкономразвития и Минтранса расположены практически в черте городов — Мурманска и Северодвинска;


— все объекты располагаются в непосредственной близости от береговой линии моря, в основном на стесненном территории с неблагоприятными, с точки зрения радиационной безопасности, гидрологическими характеристиками местности.




1.3. Характеристика накопленных и образующихся РАО.

По оценкам специалистов ВНИПИЭТ (г.Санкт-Петербург) общее количество накопленных жидких радиоактивных отходов на предприятиях Северного региона составляет около 17 тыс. м3 с перспективой их образования с 2020 году до 324 тыс. м3. При этом 70% их накоплено и образуется на объектах Кольского полуострова и 30% на объектах Архангельской области (в районе г.Северодвинска).


Твердых радиоактивных отходов накоплено около 18 тыс. м3 с образованием к 2020 году — 59 тыс. м3. Из них 80% накоплено и образуется на объектах Кольского полуострова и 20% на объектах Архангельской области.


В соответствии с принятыми в Российской Федерации международными договорами и обязательствами из состава Северного флота до 2020 года должны быть выведены и ликвидированы более 150 единиц АПЛ I, II и III поколений и судов обеспечения (ПТБ и ТНТ).


В настоящее время из эксплуатации 192 АПЛ I и II поколений (на Севере -116), утилизировано 91 АПЛ (на Севере -58). С ОЯТ на плаву 71 АПЛ.(на Севере-36).


В связи с отсутствием пункта долговременного хранения (ПДХ) утилизация АПЛ осуществляется путем вырезки трехотсечных блоков (реакторный отсек с двумя смежными отсеками) или вырезки реакторного отсека и стыковки к нему емкостей плавучести. В настоящее время в пункте временного хранения (ПВХ) в губе Сайда на плаву размещено 9 АПЛ целиком и 9 блоков реакторных отсеков.


1.4. Основные проблемы в системе обращения с РАО и РО.

Жидкие радиоактивные отходы (ЖРО).

— временные хранилища ЖРО (береговые и плавучие) на предприятиях и объектах ВМФ и Минэкономразвититя почти полностью заполнены,

— глубокая переработка ЖРО в промышленном масштабе отсутствует (имеется судовая станция на спецтанкере «Амур» Северного флота с низким коэффициентом очистки, опытная установка на ФГУП «Атомфлот», установка на ФГУП «МП «Звездочка», установка упаривания на КАЭС ),

— большая часть плавучих транспортных средств ВМФ для транспортировки ЖРО морально и физически устарела.


Твердые радиоактивные отходы (ТРО).

— ТРО собираются в нестандартные контейнеры, и хранятся во временных хранилищах без сортировки, временные хранилища ТРО практически заполнены,

— промышленных мощностей по переработке ТРО нет (имеются установки сжигания на ФГУП «Атомфлот» и КАЭС, не имеющие узлов цементирования золы, с изношенным оборудованием, нуждающимся в полной замене),

— для транспортировки ТРО может использован только транспорт «Амур», мощностей которого недостаточно, а судно нуждается в ремонте,

— мощностей по захоронению ТРО и отвержденных РАО в регионе нет.


Реакторные отсеки (РО).

— отсутствует пункт длительно хранения РО, что приводит к необходимости хранения АПЛ (или РО) 50-60 годов постройки на плаву,

— отсутствует транспортно-крановое судно,

— отсутствует объект по захоронению (длительному хранению) реакторных отсеков.


Характеристика не подлежащего переработке ОЯТ.

В настоящее время на объектах временного хранения ОЯТ ВМФ и Минтранса размещается около 10 отработавших выемных частей реакторов (ОВЧ) и около 3500 дефектных и неперерабатываемых отработавших сборок (ОТВС) водо-водяных реакторов ВМФ и атомных судов Минтранса (ОАО ММП).

Большая часть этих ОТВС имеет неперерабатываемую топливную композицию (более 2400 ОТВС). Остальные сборки имеют различные повреждения, которые препятствуют их перевозке в штатных упаковочных комплектах (480 ОТВС) или не могут быть выгружены из хранилища плавтехбазы «Лепсе» (640 ОТВС).

Указанное ОЯТ в настоящее время размещается на береговых технических базах ВМФ и плавтехбазах Минтранса (плавтехбазы «Лотта» и «Лепсе»).

В связи с тем, что это топливо не вывозится, выгрузка активных зон с неперерабатываемой топливной композицией продолжается, коррозия, и механические воздействия на ОТВС продолжает иметь место. Поэтому общее количество дефектного ОЯТ будет постепенно увеличиваться.


Дефектные ОТВС Кольской АЭС, оболочки ТВЭЛов которых разрушены, хранится в приреакторых хранилищах. Вопросы удаления таких ОТВС должны решаться в проекте снятия энергоблоков с эксплуатации.


II. Основные направления по решению проблемы обращения с РАО и не подлежащего переработке ОЯТ.

Как было отмечено, в настоящее время отсутствует единая система обращения с РАО в этом регионе.

Для решения проблем с радиоактивными отходами и не подлежащим переработке ОЯТ необходимо разработать, а главное согласовать в различных ведомствах и самое главное — создать действующую систему обращения РАО.

Учитывая экономическое положение предприятий ВНИПИЭТом предложена Концепция по обращению с РАО и ОЯТ на Северо-западе России, в разработке которой учтено и предложено:

— максимальное использовать действующие, строящиеся и проектируемые объекты и технические средства по обращению с РАО;

— создание трех централизованных пунктов по глубокой переработке основного объема РАО, образующихся в Северном регионе:

1. На РТП «Атомфлот» — для переработки основного объема технологических ЖРО, образующихся как на РТП, так и на объектах ВМФ и Минэкономразвития, их контейнеризация и временного хранение.

2. На СРЗ «Нерпа» или на СРЗ-10 ВМФ — для переработки основного объема ТРО, образующихся как на самом заводе, так и на других объектах ВМФ, Минэкономразвития и Минтранса, их контейнеризации и временного хранения упаковок.

3.На КАЭС — для переработки всего объема ЖРО и ТРО Кольской АЭС, их контейнеризации и временного хранения упаковок.

На предприятиях и объектах региона, с учетом специфики их назначения предусматривается:

— создание пункта переработки РАО, образующихся при снятии с эксплуатации АПЛ на ФГУП «МП «Звездочка»;

— организация очистки больших объемов низкоактивных вод спецпрачечных и санпропускников непосредственно на каждом объекте на основе создания модульных установок;

— создание мобильной модульной установки для очистки малосолевых вод и «аварийных» ЖРО и использование ее на отдельных объектах;

— организация пунктов утилизации АПЛ на объектах ВМФ и Минэкономразвития;

— расширение пункта временного хранения (ПВХ) вырезанных реакторных отсеков в губе Сайда;

— создание пункта длительного хранения (ПДХ) вырезанных реакторных отсеков до начала эксплуатации могильника на архипелаге Новая Земля;

— организация для Северного региона трех следующих централизованных пунктов отправки кондиционированных РАО на захоронение в могильник:

1. На ФГУП «Атомфлот».

2. На ФГУП «СРЗ «Нерпа», ФГУП «10 СРЗ».

3. На пункте долговременного хранения реакторных отсеков.

— создание объекта для захоронения кондиционированных РАО и реакторных отсеков на архипелаге Новая Земля.

Создание последнего позволит решить главную экологическую проблему обращения с РАО — обеспечить безопасное хранение этих отходов, ликвидировать многочисленные временные (существующие несколько десятков лет), ведомственные, не отвечающие современным требованиям и переполненные хранилища. Создание объекта на арх. Новая Земля является важным еще и потому, что позволит наконец-то начать процесс совершенствования кондиционирования РАО на предприятиях и продолжить работу по уменьшению их образования.



III.Cостояние и перспективы объектов по обращению с РАО и неподлежащего переработке ОЯТ.

Это, так сказать, намечаемые планы (1998-99гг) В России средств для реализации намеченных планов не было и в настоящее время их также не хватает .Вместе с тем, в настоящее время с привлечением финансовой помощи зарубежных партнеров по этим объектам следующее:

1.Установка по переработке ЖРО на ФГУП «Атомфлот». Международный проект «Мурманская инициатива РФ» (участники Россия, США, Норвегия) стоимостью 5 млн. долларов США. Проект должен быть завершен 2001 году. Установка до настоящего времени не работает.

2.На ФЯГУП «10 СРЗ» (г.Полярный) с помощью западных инвесторов (США, Норвегия, Англия) в рамках программы АМЕК создается комплекс по переработке ТРО.

3.На КАЭС так же с помощью западных инвесторов проводятся работы по реконструкции системы обращения с ЖРО.

4.На ФГУП «МП «Звездочка» завершено создание комплекса по переболтке РАО, образующихся при утилизации АПЛ. Этот комплекс включает в себя установку по переработке ЖРО и ТРО. На предприятии налажен серийный выпуск контейнеров для ТРО, которые планируется использовать для установки на ФГУП «10 СРЗ» в Полярном.

5.Разрабатывается документация на строительство наземного пункта хранения реакторных отсеков в Сайда – Губе с участием специалистов и средств Германии.

6.К сожалению, могильника на Новой Земле по решению Минатома решено не строить, а рассмотреть перспективные площадки на Кольском полуострове. Строительство перенесено на неопределенные сроки.

7.В ОАО «Мурманское морское пароходство» установлен стенд для разделки стержней элементов топливной композиции судовых ЯЭУ с целью увеличения объемов их хранения.

8.На ФГУП «Атомфлот» в рамках программу АМЕК построена накопительная площадка для временного хранения ОЯТ, вывозимого для переработки на «Маяк». Последняя позволит увеличить темп вывоза топлива с утилизируемых АПЛ.

9.Построен в России на средства Норвегии спецэшелон из 4-х вагонов для перевозки ОЯТ.


IV. Опыт. Экологические проблемы.

Неподготовленность промышленности к массовой утилизации ядерных объектов (в первую очередь по их количеству — АПЛ) и обращению с радиоактивным оборудованием паро-производящих установок (ППУ) влечет за собой необходимость длительного его хранения на борту списанных АПЛ или РО, что несет потенциальную угрозу радиоактивного загрязнения акваторий. Эта опасность усугубляется тем, что техническое состояние прочных корпусов и систем непотопляемости списанных кораблей со временем ухудшается.


События с АПЛ К-159 является трагическим подтверждением наших опасений, с которыми мы постоянно выступаем.


Суммарная активность, сосредоточенная в реакторном отсеке одном АПЛ может достигать 1 млн. Ки. Выгрузка ядерного топлива снижает эту величину в 10 раз. Таким образом, и после выгрузки топлива объект продолжает оставаться радиационно-опасным.


По данным ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова (г.Санкт-Петербург) радионуклиды, определяющие активность материалов основного оборудования ППУ, имеют периоды полураспада от 5,27 года (кобальт-60) до 80 тыс. лет (никель-63), наличие которых не позволит использовать эти металлы и через 1000 лет.


Остается организация экологически безопасной выдержки (70 — 100 лет до начала безопасной работы с ним) такого оборудования, проведение работ по минимизации их объема и передача нами нажитых проблем последующим поколениям.


Существенным, по нашему мнению, недостатком существующей схемы обращения с РАО и утилизации АПЛ является то, что этим занимаются подразделения Северного флота. В других странах ВМФ такими проблемами не занимается, а решение их возложено на гражданские ведомства.


Нами расценивается положительно процесс передачи некоторых объектов этого профиля Северного флота Минатому России. Но работы по реабилитации таких объектов надлежит организовывать и проводить с хорошим материальным обеспечением ( приборы, оборудование и т.д.). Примеры проведения работ «по плохой военно-морской практике» приводят к печальным последствиям, как это случилось на объекте ФГУП «СевРАО» в Гремихе, где допущено необоснованное (и превышающее нормируемые величины) облучение персонала.


В последнее время накоплен и большой опыт сотрудничества по экологическим проблемам обращения с РАО с участием Западных специалистов.


Опыт и негативный, на мой взгляд, и опыт положительный. Реализацию международного проекта по Американо-Норвежско-Российскому соглашению проект «Мурманская инициатива РФ», предусматривающий реконструкцию опытной установки на РТП «Атомфлот» с увеличением ее производительности с 1000 м 3 до 5000 м 3 в год в намеченные сроки не реализован. Свою позицию Bellona высказала на сайте, а участникам нашей встречи мы представляем ее распечатку.


В рамках программы «ТАСИС» Европейского сообщества реализован проект «Концепция утилизация плавучей базы «Лепсе», который профинансирован Европейской комиссией. Разработка проекта осуществлена французской компанией SGN и британской AEA Technology.


В ходе дальнейших работ над детальными проектами, на которые разбита проблема плавтехбазы «Лепсе», с участием российских, французских и английских специалистов предусматривается разработка проектов по обеспечению извлечения отработанного ядерного топлива (включая дефектное), обеспечение его безопасного хранения и разработка мероприятий по комплексной утилизации судна. Подписаны соглашения и контракты на различном уровне.


К нашему сожалению, этот проект затянулся на долгие годы (более 10 лет). И причину здесь следует искать в политических кругах в самой России и на Западе и в кругах специалистов, имеющих разные подходы к этой проблеме. Но здесь наработан большой опыт от заключения двухсторонних договоров об ядерной ответственности до разработки документации по единым требованиям.


Продолжилось сотрудничество с Норвегией, которая с первых контактов после периоздесь следует да «холодной войны», первая из стран Запада предложила свою финансовую помощь по решению экологических проблем нашего региона.


По Соглашению между Правительством Королевства Норвегии и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с утилизацией российских АПЛ, выведенных из состава ВМФ в северном Регионе, и повышения ядерной и радиационной безопасности (от 26.05.98года) норвежская сторона участвует, с оказанием безвозмездном техническом помощи. Проекты, реализуемые в настоящее время: освобождение и вывод из эксплуатации хранилища ОЯТ в губе Андреева (Мурманская обл.), финансирование утилизации АПЛ и др. В числе законченных- ввод в эксплуатацию четырех специальных вагонов для перевозки контейнеров с ОЯТ,


Как видно из перечисленных проектов — все они затрагивают в том или ином степени отмеченные проблемы по обращению с РАО в нашем регионе.


Активность международного сотрудничества нас конечно не может не радовать, значительные суммы выделяемые западными инвесторами налагают ответственность за рациональное их использование. Пример реализации проекта «Мурманская инициатива РФ» заставляет нас более тщательно подходить к этому вопросу.


И вообще вызывает удивление, когда Минатом просит деньги для утилизации надводного корабля, стоящего у причала в Северодвинске, т.к. «дорого платить за его стоянку». При этом последний не представляет экологической угрозы. А что стоит проект «информирования общественности о «правильной деятельности Минатома» финансируемый Швецией общей стоимостью более 1 мнл. Евро (!). Как первый этап проекта – работа с населением и НПО, но при этом ни одна НПО для участия в проекте приглашена не была. О том что, что Беллона занимается проблемами ядерной и радиационной безопасности в регионе знают и спонсоры, и исполнители с российской стороны, и руководители проекта от Минатома. Вопрос остается без ответа. Просто общественность нужна тогда, когда она нужна для отчета. А для контроля лишние глаза при планировании и расходовании средств не нужны.


Вместе с тем, не решаются многие экологически важные вопросы и в числе из утилизация судов атомно-технологического обслуживания (АТО). Таких судов на Севере 72, из них 28 находится в аварийном, затопленном и полузатопленном состоянии. При этом более 50 судо АТО выслужили установленные сроки эксплуатации и подлежат утилизации. На дальнем Востоке судов АТО 27 шт.из них 23 подлежат утилизации.


Технические базы ВМФ базирования АПЛ нуждаются в полной реабилитации и в первую оче6редь базы в Гремихе и Андреевой Губе. Процесс уже начался, но на наш взгляд средства следует направить именно сюда, где имеются экологические проблемы, а тратить их на то чтобы рассказать населению в маленьких населенных пунктах области какой хороший Минатом не следует. Это должен сделать сам Минатом, и прежде своими делами и за свои средства, если уж он занимается таким видом деятельности как атомная энергетика.


В сложившейся ситуации мы видим значение общественных экологических организаций в деле улучшения экологической ситуации не только в критике ситуации сегодняшнего дня, а, прежде всего, после обозначения или «фотографии проблемы» поиск путей решения проблемы, изучения позиций различных специалистов (пусть и несовпадающих) и максимального учета мнения общественности. Иными словами: лучший способ решить проблему — сесть за круглый стол переговоров.


Западные инвесторы должны при заключении контрактов на финансовую помощь России добиваться упрощения процедуры посещения объектов, допуск на объекты специалистов от НПО. Отвечая на реплику представителя Минатома, прозвучавшую в Мурманске в ноябре 2003 года, что Минатом не будет развивать «экологический туризм», мы можем ответить, что в Беллоне работают и привлекаются к сотрудничеству профильные специалисты. Мы также готовы к участию в планировании региональных программ и проведению общественных экологических экспертиз проектов, финансируемых западными инвесторами и заявляли об этом не один раз. Мы надемся, что мы будем услышаны.


Норвежское экологическое объединение «Bellona» и российская региональная общественная организация «Беллона-Мурманск» в России придерживается тактики конструктивного диалога, открытости всем и всегда. Мы готовы к сотрудничеству.