News

Зелёная демократия

Опубликовано: 30/03/2004

Автор: Павел Малышев

В Калининграде в почти экстремальных условиях родилась общественная эколого-правовая служба. И теперь калининградцы знают, куда им обращаться, когда рядом с их домом начинают выть бензопилы или реветь экскаваторы.

Наш Балтийский ресурсно-информационный центр (отделение экологической группы «Экозащита!») был создан недавно — в 1999 году. Чтобы повысить качество работы по распространению и сбору экологически значимой информации. Но уже в следующем году мы поняли, что этого мало. Потому что по распоряжению, подписанному Управлением архитектуры мэрии Калининграда, началась вырубка одного из немногочисленных уже калининградских скверов. Весьма скромный по размерам, он, тем не менее, впечатлял видовым разнообразием. Росли там и деревья, занесенные в Красную книгу. Вырубку заметили случайно, времени на реакцию оставалось совсем немного. И если бы не хорошие отношения с тележурналистами одного из местных телеканалов, сквера бы уже не было.


Канал подал этот сюжет так, что его заметили и горожане, и жители области. В этот же день мы решили — нужна акция. Громкая, красивая, скандальная. Только так можно привлечь внимание к гибнущему на глазах зеленому наряду города. Через несколько дней у дверей мэрии Калининграда появилась «похоронная процессия». Ее участники, облаченные в траур, принесли ко входу в здание зеленый гроб со срубленным деревом, венки и свечи. Прозвучала краткая «гражданская панихида» по безвременно павшим деревьям. Активисты через полчаса оказались в милиции, но цель была достигнута. Акцию снимали тележурналисты, о ней говорили по радио, снимки появились в газетах. Через два дня мэр города сам позвонил и предложил встретиться.


После встречи с мэром было принято решение об организации кампании «Спасти деревья». В СМИ был опубликован наш телефон и широко распространена информация о начале кампании. Реакция калининградцев не заставила себя ждать. На нас обрушился шквал звонков: помогите — рядом с домом стучат топоры, идет незаконная вырубка; приезжайте — на соседней улице строительство с явными нарушениями закона; срочно вмешайтесь — происходит уничтожение последних зеленых уголков города. Разобраться с этим потоком информации, да еще и суметь дать верный совет оказалось совсем непросто. Пришлось срочно повышать квалификацию. Так, почти в экстремальных условиях, родилась общественная эколого-правовая служба.


Калининград, как и многие российские города, переживает сейчас строительный бум, поэтому случаи нарушения прав граждан наиболее часты именно при строительстве. Подливает масла в огонь и отсутствие у Калининграда ряда основополагающих документов, регулирующих рост города, функционирование его как единого организма. Старый генеральный план, принятый в семидесятых годах, безнадежно устарел, новый же, недавно разработанный, «висит в воздухе», проходя согласования и экспертизы. У муниципалитета уже в течение 10 лет нет никаких инструментов для регулирования развития города. Правила застройки отсутствуют, правила размещения рекламы абсолютно дикие.


Не установлены границы парков и других зеленых зон. Инвентаризация зеленых насаждений не проводилась более 25 лет, не определены в деталях зоны ответственности, не оговорены права и обязанности, переданные муниципалитетам, например, федеральными органами охраны окружающей среды. Никто не знает достоверно, какие именно объекты и где можно строить. Естественно, что в этих условиях город застраивается хаотично, разрушается его архитектурный облик, нарушаются нормальные условия проживания граждан и ущемляются их права на благоприятную окружающую среду. Все это в совокупности служит почвой для возникновения тяжелейших конфликтов между муниципалитетом и общественностью, между разными группами населения, между частными и общественными интересами.


Все это не может не беспокоить и нас. В Калининграде, который еще 30-35 лет назад по праву носил гордое имя «города-сада», насчитывалось около 100 квадратных метров зеленых насаждений на каждого жителя. Тем более удручающей выглядит сегодняшняя картина, когда на «душу населения» приходится порядка 7 квадратов зелени.

Более двух лет Балтийский ресурсно-информационный центр (БРИЦ) осуществлял консультативную помощь, используя только собственные ресурсы. В 2003 году, благодаря финансовой поддержке Комиссии Европейского сообщества, осуществленной через АНО «Российский Региональный Экологический Центр», правозащитное направление деятельности БРИЦ стало самостоятельным. Появилась возможность приобрести справочные юридические системы, дополнительную литературу. Это, несомненно, повлияло на качество консультаций, предоставляемых нами.


За лето-осень 2003 года консультанты приняли и рассмотрели десятки одиночных и коллективных жалоб, и, если переводить эту работу на язык цифр, то за этими жалобами стоит нарушение прав более чем 3000 граждан. И это по самым скромным подсчетам, поскольку, например, планы строительства развлекательного комплекса на берегу излюбленного горожанами Замкового пруда — с вырубкой 38 голубых елей — ущемляют право на благоприятную окружающую среду сразу всего населения города Калининграда.


Случались истории, не вмещающиеся ни в какие рамки, на их примере можно потом писать руководства под названием «Если власть или бизнес ущемляют ваши права». Одна из наиболее крупных торговых сетей универсальных магазинов решила построить торговую точку прямо на месте сквера, отгораживающего оживленную магистраль от квартала девятиэтажных домов. К нам обратились за помощью жители квартала. Когда мы стали разбираться, оказалось, что организация-застройщик не имеет не только необходимой строительной документации на проект, но даже лицензии на производство работ! Тем не менее, имеется согласованный мэрией землеотвод под строительство. Те, кто хоть раз сталкивался с необходимостью получить документы на землеотвод и строительство, поймут, о чем я говорю: одних согласований необходимо собрать около четырех десятков.


Ситуация все та же, что и два десятилетия назад: если у тебя есть связи, если ты достаточно богат, можно практически все. Однако кое-что изменилось с тех пор. А именно — люди. Люди становятся гражданами. Только частных исков против этого строительства было возбуждено около десятка. А были еще коллективные иски, были пикеты у мэрии, заседания городского Совета, статьи и сюжеты в СМИ. В результате широкой огласки и бесконечных судебных разбирательств строительство свернули, а сквер был восстановлен. Думаю, это стало хорошим уроком для торговой компании, вряд ли они станут теперь строить что-либо, не имея всех необходимых бумаг.


Были случаи и со «счастливым исходом», когда застройщик в результате затяжной борьбы с упрямыми местными жителями, не желающими жить рядом с автозаправкой, принимал решение строить в этом месте административное здание. Автозаправку, конечно же, построят. Скорее всего, там, где народ посговорчивее. Кстати, в этом случае бизнес оказывается куда дальновиднее местных властей и с честью выходит из конфликта. В то время как мэр, выдавший разрешение на строительство АЗС вблизи жилых домов, остается «при своем мнении».


В ходе работы общественной эколого-правовой службы нам удалось выявить наиболее частые схемы конфликтов, таких, например, как конфликты «застройщик — граждане — мэрия». Соответственно, у нас сложились алгоритмы решения таких проблем. Практически все они решаются правовым путем. А при тщательном исполнении заинтересованными сторонами законодательства, особенно в части информирования и участия общественности, конфликтов обычно удается избежать. Пока проводить консультации с жителями, интересы которых могут быть затронуты при осуществлении градостроительной деятельности, в привычку наших строителей не вошло, трения неизбежны.


Иногда вопрос разрешается быстро: звонок в ГАИ или в санитарную милицию (несанкционированная автостоянка или вырубка деревьев), запрос в ЖЭК или управление архитектуры мэрии о законности строительства. Такие проблемы заканчиваются одноразовой консультацией и мирным удовлетворением жалобщиков. Однако есть «клише» и пообширнее, и поразветвленнее, которые включают подготовку письменных запросов сразу в несколько инстанций, организацию сходов, сбор подписей, встречи конфликтующих сторон, подключение СМИ.


Нередко случается, что такие истории заканчиваются в суде. Увы, для перечислений выигранных гражданами «экологических» дел пока хватает пальцев одной руки. Часто к нам обращаются горожане, которые успели обить не один порог: побывали и в Горсовете, и в мэрии, и в управлении охраны природы. Бывает, что наш телефон они получают в одной из этих инстанций от чиновника, которому просто не хочется выполнять свою работу.


Все наработки, сделанные нами за три года работы на поприще консультирования общественности, войдут в брошюру «Общественная эколого-правовая служба: типичные проблемы и пути их решения», которая готовится в рамках проекта. Хотя брошюра еще не готова к печати, заявки на ее получение можно присылать уже сейчас. Распространяется она бесплатно. Наша общественная служба не может решить всех проблем, они возникают гораздо быстрее, чем решаются.


Гораздо важнее для нас научить людей, как эти проблемы можно решить самим, куда надо звонить, кому писать, какие документы требовать.

Мы стараемся работать с активной частью населения. Ведь гораздо чаще обращаются люди, которые ждут, что за них решит все кто-то другой. К сожалению, проблемы, а тем более проблемы нарушения гражданских прав, не решают, лежа на диване. Свои права, как известно, необходимо уметь отстоять. Кто желает узнать и научиться, как это можно сделать, того в общественной службе всегда выслушают и обязательно помогут.


Наиболее успешно отстаивают свои права те горожане, которые объединяются в Территориальные Общественные Самоуправления (ТОС). Объединение жильцов по территориальному признаку, низовая самоорганизация оказалась чрезвычайно действенным инструментом решения проблем на локальном уровне, в том числе и с экологическим эффектом. ТОС, согласно законодательству, наделены правами и полномочиями, о которых обычным общественным организациям и мечтать не приходится. Инициативная группа, как правило, из десяти человек, необходимая для регистрации ТОС, может собраться практически за один день и в течение недели-двух получить регистрацию.


Существует еще один немаловажный аспект работы общественной эколого-правовой службы. Консультации для населения — только одна часть нашей работы. Несомненно, она важна, граждан необходимо образовывать юридически. Никто не должен боятся или лениться пойти в суд. Это должно стать привычкой. Ведь все взаимосвязано, чем чаще граждане обращаются в судебные органы, особенно с исками к властным структурам, тем реже чиновники станут совершать ошибки. Какому «столоначальнику» хочется бесконечных повесток в суд и жалоб, отправленных его высшему руководству?


Но не менее важна и другая часть нашей работы, направленная в обратную сторону, на лиц, принимающих решения, на власть. С осени 2002 г. в нашем городе реализуется проект «Повышение квалификации работников мэрии г. Калининграда» (он осуществляется в рамках программы LIFE Европейской Комиссии). Объединенная рабочая группа, в которую входят сотрудники управления международных связей, управления архитектуры, отдела охраны окружающей среды, управления информационных ресурсов, депутаты городского Совета и представители общественной организаций, сообща трудится над разветвленной схемой подготовки нормативных документов, которые станут юридической основой нормального развития города.


Один из компонентов проекта так и называется — «Участие общественности». Мы связываем большие надежды с этим проектом. Он продлится более двух лет. В рамках проекта будет разработан и принят городским Советом депутатов целый ряд нормативных документов по участию общественности в деятельности муниципальных органов. Обязательным для чиновников муниципалитетов станет информирование граждан и активное привлечение населения к решению экологических проблем. Причем проектом предусмотрена не только разработка этих нормативных документов, но и пилотное их применение.


В проекте, осуществляемом в рамках муниципалитета, есть также этап, специально отведенный на распространение достигнутых результатов. Таким образом, нормативные акты и весь прочий опыт участия общественности, полученный на уровне города, может быть транслирован на весь регион, а постановления городского Совета, возможно, со временем приобретут статус регионального законодательства. Тогда инструменты управления городом и привлечения общественности станут доступны всему региону. Разумеется, это ни в коей мере не ликвидирует все трудности, связанные с нарушениями экологических прав граждан, но существенно снимет напряжение и позволит качественнее решать проблемы.