News

Буш просит 30-процентной прибавки к бюджету проектов по нераспространению

Опубликовано: 17/02/2003

Автор: Чарльз Диггес

Установив в американской истории своеобразный рекорд по самому большому размеру финансирования, затребованного на цели нераспространения за один год, президент Джордж Буш испросил в понедельник у Конгресса США 30-процентной прибавки к фондам программ Департамента энергетики, направленных на цели ядерной безопасности и нераспространения оружия массового уничтожения. Планы администрации Буша по повышению финансирования были подтверждены еще на прошлой неделе секретарем США по вопросам энергетики Спенсером Абрахамом.

Однако, как демонстрируют документы из американской администрации, предложенный Бушем бюджет также заморозит или сократит некоторые ключевые программы, нацеленные на устранение утечек ядерных материалов и ноу-хау из республик бывшего Советского Союза.

Бюджетный запрос администрации Буша на 2004 финансовый год, представленный на рассмотрение Конгресса в понедельник, 3 февраля, предусматривает выделение 1,3 миллиарда долларов для программ по ядерному нераспространению Департамента энергетики США — на 312 миллионов долларов больше, чем было ассигновано на реализацию этих программ на 2003 финансовый год. Подробности бюджетного запроса Буша стали известны из комментариев секретаря по энергетике Абрахама, прозвучавших на прошлой неделе на заседании в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований, или CSIS.

С подачей очередного повышенного бюджетного запроса текущий год станет уже вторым годом подряд, как Вашингтон испрашивает значительного увеличения общего финансирования, предназначаемого на цели ликвидации и создания надежных условий хранения ядерных материалов и других вооружений массового поражения на территории бывшего Советского Союза, даже притом, что сам Буш — еще до трагических событий 11 сентября 2001 года — пытался урезать расходы на сокращение ядерной угрозы.

Интересно, также, что запрос на «беспрецедентную» прибавку к бюджету программ по нераспространению появился восемь месяцев спустя после договора, заключенного сообществом мировых индустриальных держав, стран-членов так называемой «большой восьмерки», обязавшихся на Канадском саммите в июне прошлого года выделить 20 миллиардов долларов в течение ближайших 10 лет на проекты по борьбе с риском распространения особых видов оружия в России и государствах-бывших республиках Советского Союза, в рамках плана, получившего название «Глобального Партнерства». Соединенные Штаты, со своей стороны, пообещали взять на себя половину этой суммы, 10 миллиардов долларов.

Заслуживает внимания и тот факт, что повышенное финансирование программ по нераспространению было предложено Бушем всего через несколько дней после публикации аналитического доклада, подготовленного и написанного пятнадцатью международными исследовательскими центрами при содействии вашингтонской организации «Инициатива по Сокращению Ядерной Угрозы» (Nuclear Threat Initiative), или NTI, и призвавшего международную общественность удвоить свои усилия в сотрудничестве по реализации финансовых задач, намеченных в плане «Глобального Партнерства».

В своих комментариях на заседании CSIS в среду, 29 января, Абрахам сказал, что запрос на бюджетное финансирование программ Департамента энергетики, в сочетании с обязательством, принятым Соединенными Штатами в рамках «Глобального Партнерства», демонстрирует, «как далеко готова пойти Америка и индивидуально, и в сотрудничестве с другими государствами, ради того, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия и материалов».

Однако предложенный американской администрацией бюджет вызвал смешанную реакцию со стороны организаций, работающих в области нераспространения, и экспертов в сфере вооружений, некоторые из которых подвергли критике комментарии Абрахама, заявив, что, давая такую оптимистичную характеристику запросу о финансировании Департамента энергетики, глава департамента производит намеренно обманчивое впечатление.

Документы по бюджетному запросу, которые оказались в распоряжении Российско-Американского Консультационного Совета по Ядерной Безопасности (RANSAC) — организации, консультирующей правительства России и США и имеющей офисы в столицах обеих государств, — показывают, что 84 процента из 312 миллионов долларов дополнительного финансирования, предназначаемого программам Департамента энергетики в следующем финансовом году, отложены на реализацию вызвавшей уже немало споров в кругах экологов и ученых, собственно американской программе по ликвидации 34 тонн излишков накопившегося у США оружейного плутония, извлеченного из запасов ядерного оружия, путем конвертации его в смешанное оксидное топливо, или топливо МОКС, и сжигания этого топлива в коммерческих реакторах. Россия, в рамках заключенного с США двустороннего договора, обязалась таким же методом уничтожить свои 34 тонны излишнего оружейного плутония, однако, для бюджета российской части программы ликвидации плутония в запросе Буша об увеличенном финансировании предусмотрена прибавка меньшего размера.

В целом, в рамках запроса о повышенном финансировании, на цели ликвидации расщепляющихся материалов в Соединенных Штатах планируется выделить 609 миллионов долларов, а на такие же программы в России — 47,1 миллиона долларов.

Тем временем, однако, бюджет нескольких долгосрочных программ, уже работающих в России и направленных на повышение уровня безопасности на бывших советских ядерных предприятиях, останется таким же, как и прежде, а в некоторых случаях будет даже слегка урезан, сообщил в своем докладе по новому финансовому запросу для программ Департамента энергетики Российско-американский консультационный совет.

«Основная часть дополнительного финансирования будет потрачена в Соединенных Штатах, в то время как финансирование ключевых программ в России, сконцентрированных на российской ядерной безопасности, стало меньше, [чем запрошенное на 2003 финансовый год], или получило минимальную прибавку», — сказал в интервью корреспонденту Bellona Web директор совета RANSAC Кеннет Луонго, бывший старший эксперт по нераспространению в Департаменте энергетики администрации Билла Клинтона.

«Это серьезная ошибка, явное проявление недальновидности», — сказал Луонго.

На момент написания статьи, сотрудники Департамента энергетики отказались прокомментировать выводы, сделанные в аналитическом докладе RANSAC, и сказали, что официальная версия бюджетного запроса будет направлена в Конгресс в понедельник, 3 февраля. Как вскоре выяснилось, внесенная на рассмотрение Конгресса официальная версия бюджета программ Департамента энергетики не отличалась от информации, ставшей известной из комментариев Абрахама и доклада RANSAC на предшествующей неделе.

Бюджет программы MPC&A
В число программ, чье финансирование должно быть урезано или приостановлено в соответствии с бюджетным запросом Буша на 2004 финансовый год, попала международная программа Департамента энергетики по «Защите Ядерных Материалов, Сотрудничеству и Учету» (Materials Protection, Cooperation & Accounting), или MPC&A, первоочередная программа, направленная на обеспечение мер по повышению уровня безопасности хранилищ, где содержатся запасы ядерных материалов России и других бывших советских республик, указывается в докладе RANSAC. При этом два года назад один из комитетов, работающих при Конгрессе США и имеющий в своем составе представителей как Республиканской, так и Демократической партий, единодушно охарактеризовал задачу обезвреживания доставшихся России по наследству с советских времен ядерных вооружений и расщепляющихся материалов как первоочередной приоритет в области безопасности на повестке дня России.

В рамках предложенного Бушем бюджета Департамента энергетики общее финансирование программы MPC&A должно в 2004 финансовом году несколько сократиться, составив 226 миллионов долларов по сравнению с приблизительно 227 миллионами долларов, выделенными на текущий год, сказали специалисты RANSAC в своем докладе.

Однако в рамках сокращенного бюджета самой программы MPC&A, часть финансирования будет перенаправлена из бюджетов одних проектов в другие, с тем, чтобы компенсировать урезанные фонды.

Так, сокращение финансирования ожидается в совместных проектах программы MPC&A с российским военно-морским флотом — эти проекты получат 38 миллионов долларов, вместо 55,8 миллионов, выделенных на текущий год. Средства, выделяемые США на деятельность MPC&A в комплексе вооружений, контролируемом российским Министерством по атомной энергии, или Минатомом, будут урезаны с 48 миллионов до 34 миллионов долларов. Кроме того, предложенный бюджет MPC&A предусматривает всего 11 миллионов долларов на работу программы с гражданскими ядерными объектами в России — то есть, приблизительно на 10,7 миллионов долларов меньше, чем было ассигновано на 2003 финансовый год, указывается в анализе RANSAC.

Вместе с тем, значительная прибавка в финансировании предусматривается после перераспределения средств MPC&A для проектов в области предотвращения ядерной контрабанды и попадания заброшенных источников радиации в руки террористов, которые могут использовать их для изготовления так называемых «грязных» бомб. Примерно 19,7 миллионов долларов, то есть, включая надбавку в 21 процент, по сравнению с бюджетом на 2003 финансовый год, будут потрачены на поиск, ликвидацию или отправку на надежное хранение радиоактивных батарей и других источников радиации, которые злоумышленники могут употребить в «грязных» бомбах — устройствах, содержащих радиоактивную начинку, способную привести к радиационному загрязнению подвергаемой теракту территории, но детонируемых с помощью обычных взрывных веществ. Бюджет на проекты по конверсии ядерных материалов оружейного уровня в материалы, непригодные для производства оружия, а также на проекты по передислокации оружейных ядерных материалов с распределением их по меньшему количеству хранилищ, с целью более надежного экологического мониторинга, вырастет с 27 миллионов до 31 миллиона долларов.

Еще одна программа Департамента энергетики, программа «Вторая Линия Защиты» (Second Line of Defence), которая занимается обеспечением оборудования для отслеживания ядерной контрабанды, а также повышением квалификации и тренировочными курсами для работников российских таможен и офицеров пограничных войск, получит в предложенном на 2004 год бюджете финансирование в размере 24 миллионов долларов — столько же, сколько было выделено на эту программу на 2003 финансовый год.

Финансирование программы «Инициативы Российского Переходного Периода» (Russian Transition Initiatives) — программы, объединяющей два важнейших проекта Департамента энергетики в сфере сокращения российского ядерного оружейного комплекса и обеспечения альтернативного трудоустройства оставшимся без работы российским ученым-специалистам по разработке ядерного оружия, — останется примерно на уровне 2003 финансового года. Первый из проектов этой программы, «Инициатива Атомных Городов» (Nuclear Cities Initiative), получит приблизительно 17 миллионов долларов в 2004 финансовом году, тогда как примерно 23 миллиона предложено выделить второму проекту, «Инициативам по Предотвращению Распространения» (Initiatives for Proliferation Prevention), сообщается в аналитическом докладе RANSAC.

Новые программы
В 2004 финансовом году Департамент энергетики намеревается ввести в круг своей деятельности в России новый проект — программу с бюджетом в 30 миллионов долларов под названием «Ускоренная Ликвидация Материалов» (Accelerated Materials Disposition), которая, как предполагается, будет заниматься приобретением и обеспечением безопасности в отношении российского высокообогащенного урана.

Из 30-миллионного бюджета этой новой программы 26 миллионов долларов планируется выделить на покупку дополнительных поставок российского высокообогащенного урана, после того, как тот будет извлечен из российского оружия, складирован в одном или нескольких безопасных российских хранилищах и переработан в России в низкообогащенный уран, для хранения его в Соединенных Штатах и последующего использования в качестве ядерного топлива в американских коммерческих реакторах.

Также, из средств, ассигнованных на новую программу, 2 миллиона долларов будут выделены на развитие программы «Сокращенное обогащение для исследовательских и экспериментальных реакторов» (Reduced Enrichment for Research and Test Reactors), или программы RERTR, рассчитанной на снижение и постепенное прекращение использования высокообогащенного урана в российских исследовательских и экспериментальных реакторах. Эти 2 миллиона долларов будут добавлены к основному бюджету программы RERTR, который должен в 2004 финансовом году составить 5,86 миллионов долларов, согласно аналитическому докладу RANSAC.

Еще 1 миллион долларов будет выделен на приобретение российского высокообогащенного урана для использования его в американских исследовательских и экспериментальных реакторах, и еще 1 миллион долларов предназначен форсировать процесс конверсии высокообогащенного урана в низкообогащенный, то есть непригодный для изготовления оружия, уран и его распределения в одном или нескольких централизованных хранилищах, где будет обеспечен надежный уровень экологического контроля, для хранения в пределах России.

Еще одной областью, расходы на которую Департамент энергетики США планирует увеличить в будущем финансовом году, станет содействие в финансировании, разработке и установке мониторингового оборудования, используемого работающим при ООН Международным Агентством Атомной Энергии, или МАГАТЭ, в различных странах для контроля на ядерных объектах и комплексах и предотвращения распространения ядерных материалов и изготовления ядерного оружия. Расходы в этой области деятельности Департамента энергетики должны вырасти в 2004 финансовом году на 33 процента и составить 13,1 миллиона долларов, сообщается в докладе RANSAC. Однако, конкретно в отношении программы контроля МАГАТЭ над ядерной промышленностью Северной Кореи, то есть на цели установки на ядерных объектах этой страны мониторингового оборудования для предотвращения риска ядерного распространения, Департамент энергетики предполагает увеличить свои расходы в четыре раза.