News

Европарламент и Дума будут контролировать импорт ОЯТ в Россию

Опубликовано: 17/07/2002

Автор: Игорь Кудрик

Депутаты Государственной Думы России и члены Европейского парламента будут отслеживать проекты импорта ОЯТ в Россию; контролировать выполнение программ по ядерной и радиационной безопасности.

Межпарламентская группа, в состав которой входят депутаты Государственной Думы и члены Европейского парламента создана в Брюсселе по инициативе «Беллоны» для контроля возможных контактов Министерства по атомной энергии России (Минатома) с атомной промышленностью Европы относительно импорта отработанного ядерного топлива (ОЯТ) в Россию.
26 июня на встрече в Европарламенте в Брюсселе сопредседатель новообразованной группы Барт Стас заявил, что очень важно объяснить европейским политикам суть вопроса и удостовериться, что проект не причинит вреда ни России, ни другим государствам. Господин Стас является членом Европейского парламента (от Бельгии), состоит во фракции Зеленых/Европейский свободный альянс, является главой делегации Европарламента ЕС-Россия.
Сергей Митрохин, депутат Государственной Думы, член фракции «Яблоко» и сопредседатель Межпарламентской группы отметил, что атомная промышленность России не имеет технических возможностей для приема иностранного ОЯТ, с трудом справляясь с собственными проблемами. Митрохин одобрил создание группы, которая обеспечит контроль законодателей над промышленностью и исполнительными органами власти тех стран, которые могут быть вовлечены в проект.
Валентин Лунцевич, депутат Государственной Думы от Мурманска, который также принял участие во встрече, объяснил, что голосовал за законопроект по импорту ОЯТ, но готов работать над контролем по соблюдению всех законов и немедленном прекращении проектов в случае возникновения угрозы здоровью людей и нанесению ущерба экологии.
В 2001 году после упорного лоббирования со стороны Минатома, которое включало в себя как устные убеждения, так и, согласно некоторым сообщениям, банальные взятки депутатам, Государственная Дума РФ одобрила три законопроекта по ввозу ОЯТ других государств. Летом того же года Президент РФ Владимир Путин подписал законы.
Минатом утверждал, что доход от ввоза 20 тыс. тонн ОЯТ в Россию может составить порядка 20 миллиардов долларов США. Топливо будет храниться или перерабатываться в зависимости от планов Минатома. Экологи активно выступили против планов Минатома, утверждая, что Россия не может обеспечить безопасное обращение с собственными радиоактивными отходами и ОЯТ, и, что проект превратит страну в международную ядерную свалку. Госатомнадзор России (ГАН) поддержал опасения экологов.
Проект Минатома привел к крупнейшей мобилизации общества в конце 90-х. По данным опросов общественного мнения, 70-90% населения России были против ввоза ОЯТ. В 2000 году экологами было собрано 2,5 миллиона подписей, что на 500 тыс. больше требуемого количества, для проведения всероссийского референдума против законопроектов. Однако Центральная избирательная комиссия отклонила 800 тыс. подписей по таким причинам, как неправильное написание адресов подписавшихся.
Цели межпарламентской группы

Члены межпарламентской рабочей группы обменяются информацией о планах исполнительных органов потенциальных стран-участников в проекте по импорту ОЯТ в РФ. Группа будет способствовать прекращению проектов, нарушающих европейское и российское законодательства, а также ставящих под угрозу режим нераспространения ядерных материалов, или проектов, угрожающих здоровью населения учавствующих стран.
В качестве первого шага группа привлечет специалистов по ядерной и радиационной безопасности для создания доклада, анализирующего целесообразность и риск ввоза ОЯТ, а также существующую в Россиии практику обращения с отходами. На основе доклада Европейская коммиссия выработает стратегию для работы с возможными предложениями по транспортировке ОЯТ в Россию.
Группа будет способствовать участию и помощи Европы России в разработках способов обращения с радиоактивными отходами (РАО). В октябре 2002 года делегация членов Европейского парламента посетит атомные объекты в Мурманской области и встретится с местными представителями властей, отвечающими за проекты по реабилитации региона.
Европейское законодательство по экспорту радиоактивных материалов

Согласно Европейскому законодательству, Европейская комиссия дает разрешение на экспорт радиоактивных материалов из любой страны ЕС в третьи страны. Коммиссия должна гарантировать соответствие подобных проектов международным соглашениям, а также интересам стран Европейского сообщества.
В соответствии с директивой Совета 92/3/Евроатом от 3 февраля 1992 года относительно организации и контроля за перевозками радиоактивных материалов из или между странами Европейского сообщества, странам ЕС запрещено производить поставки РАО в третьи страны, в которых отсутствуют «технические, юридические или административные ресурсы» для обеспечения безопасного обращения. Поэтому, для властей стран ЕС необходимо определить, соблюдаются ли данные условия, перед тем как РАО будут направлены в Российскую Федерацию.
По словам Дерека Тэйлера, главы отдела Генерального директората по энергетике и транспорту, который отвечает за вопросы ядерной энергетики в ЕС, ОЯТ должно рассматриваться как отходы, если страна, в которую они поставляются, не собирается его перерабатывать. Минатом не представил четких объяснений по дальнейшим планам работы с ввезенным ОЯТ. Если топливо будет перерабатываться, то оно классифицируется именно как ОЯТ и обращение с ним регулируется Объединенной конвенцией о безопасности обращения с ОЯТ и о безопасности обращения с РАО. Конвенция еще не вступила в силу, но она будет руководствоваться теми же принципами, что и директива Совета по обращению с РАО, упомянутая выше — принимающая страна должна отвечать определенным стандартам для принятия иностранного ОЯТ.
Запрос в Комиссию

Хотя большинство стран ЕС и Коммиссия не считают безопасным обращение с ОЯТ и РАО в России, среди стран-членов Европейского сообщества могут возникнуть разногласия в определении технических, юридических и административных ресурсов, которые обеспечат безопасное обращение с ОЯТ в РФ. По этой проблеме членом фракции «Зеленых»/Европейского свободного альянса от Финляндии Хейди Хаутала был направлен приоритетный письменный запрос в Комиссию. Хеиди Хаутала также вошла в Межпарламентскую рабочую группу по экспорту ОЯТ в Россию.
В своем запросе Хеиди Хаутала также пишет, что перед саммитом ЕС-Россия, который проходил в конце мая 2002 года в Москве, министр по атомной энергии России Александр Румянцев выразил свои намерения обсудить с коммиссаром Лоила де Палацио возможности ввоза ОЯТ в РФ из стран ЕС, а в частности из Испании. Была ли эта тема продолжена, и привело ли это к каким-либо последующим мерам?
Ответ еще не получен, но подобные вопросы станут одной из задач Рабочей группы.
ГАН отказывается согласовать планы Минатома

Перед встречей в Брюсселе «Гринпис-Россия» получил документ Минатома, в котором анализируется текущее состояние контрактов по ОЯТ в РФ и рисуется светлое будущее развития подобного бизнеса. Документ подготовлен от имени правительства РФ по поручению Президента РФ. В настоящее время у Минатома есть несколько контрактов со странами Восточной Европы по возврату топлива с реакторов, построенных Советским Союзом. С 1992 по 2001 год Минатом ввез 2030 тонн ОЯТ, включая 1608 тонн из Украины.
ГАН не согласился с основополагающими пунктами документа и отказался согласовать его. В письме Юрия Вишневского, главы ГАНа, Александру Румянцеву (также полученным «Гринпис») говорится, что Минатом ошибается, утверждая, что у России есть административные и технические возможности, а также достаточная регулирующая основа для приема иностранного ОЯТ. Единственный перерабатывающий завод РТ-1 на химкомбинате «Маяк», Челябинская область, имеет большие нерешенные проблемы в области обращения с РАО и не в состоянии перерабатывать иностранное ОЯТ без существенной модернизации. «[В документе] некорректно рассчитана прибыль от приема ОЯТ, содержится ряд недостоверных утверждений», — пишет Вишневский.