News

Россия и Америка официально выбрасывают в мусорную корзину договоры по ПРО и СНВ-II

Опубликовано: 22/06/2002

Автор: Чарльз Диггес

14 июня, спустя всего один день после того, как Соединенные Штаты Америки официально вышли из договора по Противоракетной обороне, запрещающей создание системы противоракетного щита, Россия вышла из договора о сокращении ядерных вооружений СНВ-II, подписанного в 1993 году.

Ход, предпринятый парламентом Российской Федерации, не заключал в себе, однако, большого практического смысла, так как в свое время американские и российские законодатели ратифицировали разные варианты договора СНВ-II, что так и не позволило документу полностью вступить в силу.
«Путин действительно хочет показать, что в эту игру могут играть двое», — сказал в интервью газете «Вашингтон Пост» Джон Вульфсталь, заместитель директора Проекта по Нераспространению Ядерного Оружия, работающего под эгидой Центра Карнеги «За международный мир» в Вашингтоне. «Это — намек, предназначенный для Соединенных Штатов, и, кроме того, это шаг, позволяющий Путину укрепить свой авторитет среди военных и сторонников жестких действий в политике, он как бы говорит консерваторам: ‘Мы покажем им, как не считаться с нашим мнением’».
Тем временем, российские политики спокойно прореагировали на давно планируемый Соединенными Штатами и наконец официально свершившийся в прошлый четверг выход из договора по ПРО, подписанного в 1972 году, — в целом, поддержав позицию молчаливого согласия, которую принял под отношению к одностороннему решению о выходе из договора, заявленному Вашингтоном в прошлом году, Президент России Владимир Путин.
Выступая в прошлый четверг в Канаде на заседании министров иностранных дел «большой восьмерки», российский министр Игорь Иванов сказал, что Россия заинтересована в продолжении переговоров с Соединенными Штатами в области ядерных вооружений и противоракетной обороны.
«Первоочередной целью сейчас является доведение до минимума тех негативных последствий, которые возымел выход Соединенных Штатов из договора по ПРО», — процитировало слова Иванова новостное агентство «Интерфакс».
Действия Москвы, официально вышедшей из договора СНВ-II, дали России возможность избавиться от тех обременительных ограничений, которые, по мнению московских экспертов в военной сфере, не позволяли России развивать свой арсенал межконтинентальных ракет наземного базирования, считающийся самым сильным преимуществом в российских ядерных вооружениях.
Требования, содержавшиеся в договоре СНВ-II, запрещали России использовать ракеты с разделяющимися боеголовками, что, в сущности, означало, что Россия была вынуждена начать производство совершенно нового поколения ракет, полагали аналитики и законодатели.
Другие ограничения, наложенные договором СНВ-II, представляются сейчас устаревшими, например, обязательство, принятое обеими странами о сокращении ядерных арсеналов до 3500 боеголовок с каждой стороны.
Сопровождавшийся таким количеством критики и насмешек договор, подписанный в Москве в прошлом месяце, предусматривает, что в следующие десять лет Соединенные Штаты и Россия сократят свои ядерные потенциалы до 1750, или как минимум до 2200, боеголовок. Оппоненты договора указывали на тот факт, что в документе полностью отсутствует расписание списания боеголовок, то есть, можно предположить, что ни одна из сторон не обязана будет начать сокращения своих арсеналов в течение еще десяти лет. А положения договора, касающиеся американской стороны, которые позволяют США хранить боеголовки на складах — вместо того, чтобы их ликвидировать — делают договор практически бессмысленным.
Однако министр иностранных дел Иванов и Михаил Маргелов, председатель Комитета по иностранным делам Совета Федерации, передали Bellona Web через своих представителей, что именно благодаря упорству России, настаивавшей на новом официальном договоре с Соединенными Штатами относительно ядерных вооружений, — так называемом Московском договоре, подписанном в рамках саммита в прошлом месяце — процесс переговоров продолжается до сих пор.
Министр обороны России Игорь Иванов подчеркнул, что действия России не являются попыткой отплатить США той же монетой — выйти из договора СНВ-II в ответ на решение Америки разорвать договор по ПРО. Срок действия договора по ПРО истек в прошлый четверг, спустя шесть месяцев после того, как Вашингтон уведомил Россию, что США приняли решение о выходе из него. «Национальная система обороны [США] существует только в виртуальном виде, в действительности ее нет», — сказал Иванов журналистам, находясь с визитом в Кыргызстане. «Так что, нет никакой необходимости принимать жесткие ответные меры».
Другие же политики высказывались более резко. Некоторые официальные лица в Министерстве иностранных дел заявляли, что считают именно США виновными в том, что договор СНВ-II закончил свое существование, говоря в интервью Bellona Web в прошлую пятницу, что Вашингтон полностью провалил процесс ратификации договора, а также свел на нет договоренность по ПРО, которое являлось краеугольным камнем всех соглашений в области контроля над вооружениями за последние тридцать лет.
Спикер Государственной Думы Геннадий Селезнев сказал, что Соединенные Штаты подорвали доверие к ним всех остальных членов мировой общественности, как сообщило агентство «Интерфакс».
Дмитрий Рогозин, один из сторонников консервативной линии в политике и председатель Комитета по иностранным делам Государственной Думы, назвал выход соединенных Штатов из договора по ПРО «большой политической ошибкой» и добавил, что Россия, как следствие этого шага, теперь свободна от тех обязательств, которые накладывали на нее положения договора СНВ-II, сообщило агентство «Интерфакс».
Известный своими провокационными заявлениями заместитель спикера Государственной Думы Владимир Жириновский назвал день выхода из договора СНВ-II «праздником» для России. «Теперь мы можем делать все, что захотим», — сказал Жириновский, по сообщениям «Интерфакса».
Эту точку зрения практически подтвердили официальные представители администрации Буша, неоднократно заявив, что решение России об использовании ракет с разделяющимися боеголовками не станет представлять существенной угрозы для безопасности Соединенных Штатов. Вашингтон, согласно их высказываниям, гораздо более озабочен вероятностью того, что российские ядерные материалы могут стать объектом краж и нелегальной переправки из России в недружественные Соединенным Штатам страны.