News

"Курск" может прибыть в Росляково 10 октября

Опубликовано: 08/10/2001

Автор: Виктор Хабаров

Непосредственно сам подъем АПЛ начался 8 октября около часа ночи. В это время началось, как выразился командующий спецэкспедицией вице-адмирал Михаил Моцак, "плановое создание нагрузки" на подъемных тягах. В 2.40 гидроакустики "Петра Великого" по характерным шумам зафиксировали отделение первого отсека от остального корпуса подводной лодки.

Около четырех часов утра по изменению крена подводной лодки, увеличению дифферента на нос и другим признакам было определено, что “Курск” удалось оторвать от грунта. Причем субмарина сразу же после отрыва от дна поднялась на 4 метра вверх. Затем начался плановый подъем лодки со скоростью примерно 10 метров в час.


На пути вверх субмарина сделала несколько 10-минутных остановок, во время которых специалисты на “Майо” с помощью управляемых аппаратов осмотрели механизмы крепления и саму лодку.


К полудню сегодняшнего дня баржа “Гигант-4” снялась с якорей и начала маневрирование, чтобы развернуться носом по ветру. Еще через некоторое время началась буксировка системы “баржа-лодка” в сторону Кольского залива. “Курск” буксируется в док судоремонтного завода носовой частью вперед.


Тандем двинулся по намеченному маршруту еще до того, как рубка “Курска” была закреплена в подводном “седле” внутри баржи, а сама подлодка крепко прикреплена к “Гиганту-4”. Скорость движения такой системы очень небольшая – один узел в час, тогда как, по словам вице-адмирала Михаила Моцака, может развивать скорость до трех узлов (примерно 5,5 километра в час).


Существует несколько версий, почему транспортировку лодки начали, когда она находилась на глубине 40 метров. Одна из них заключается в том, что, по прогнозам синоптиков, погода в районе спецоперции вот-вот снова испортится, и баржу с лодкой уводили из района ближе к берегу, чтобы она не попала в шторм. По другой информации, после отрыва подлодки от грунта необходимости в том, чтобы баржа сохраняла неподвижность уже не было, поскольку подтягивать лодку к днищу “Гиганта-4” можно и по ходу движения.

Водолазное судно “Майо” осталось в районе проведения операции, и осуществляет сбор ряда фрагментов лодки в соответствии с заданием, которое подготовили военные.


По словам командующего спецэкспедицией вице-адмирала Михаила Моцака, на транспортировку системы “баржа-лодка” из района спецоперации в Кольский залив в док судоремонтного завода требуется около полутора суток. То есть, существует реальная возможность, что уже завтра во второй половине дня эта система войдет в залив.


По словам Михаила Моцака, контролю за радиационной безопасностью уделяется особое внимание. Экспресс-анализ показаний датчиков, которые установлены на лодке, производится каждые пять минут, и каждые 15 минут делается полный анализ обстановки.


По данным на 18 часов 8 октября, система баржа «Гигант-4» – АПЛ «Курск» застопорила ход. В течение двух с половиной часов будет произведен тщательный осмотр лодки непосредственно перед этапом стыковки с баржей. Окончательная стыковка намечена на 19.00.


С 19.00 до 20 часов два водолаза установят защитную сетку на второй отсек субмарины. Защитная сетка предназначена для того, чтобы по пути движения в отсек не занесло каких-то фрагментов, не имеющих отношения к лодке. Дабы затем следственная группа не гадала, каким образом тот или иной предмет попал в лодку и имеет ли он отношение к взрыву.

После этого тандем направится в Кольский залив. Скорость буксировки составит примерно три узла в час (пять с половиной километра в час). Транспортировка будет происходить по основному маршруту – напрямую в Кольский залив, без захода в бухту , благо погода позволяет. Расчетное время прибытие системы баржа «Гигант-4» – АПЛ «Курск» к поселку Росляково примерно 12.00 10 октября.


По данным на 18.00, АПЛ «Курск» находится примерно в 15 метрах от днища баржи. Система отошла от места гибели субмарины примерно на 7-8 миль.


Как сообщил начальник лоцманской службы Морской администрации порта Мурманск Николай Крылов, уже подготовлены две группы лоцманов (по три человека в каждой) для непосредственной проводки системы “баржа-лодка” по заливу. От устья залива до росляковской бухты расстояние – примерно 18 миль. То есть, при скорости системы три узла проводка от устья Кольского залива до плавдока в Росляково займет примерно 6 часов. На это время, как сообщил Николай Крылов, все движение по заливу иных судов и плавсредств будет прекращено.


По словам Михаила Моцака, контракт с фирмой «Маммут» будет завершен после того, как подводная лодка «Курск» будет поставлена в док судоремонтного завода поселка Росляково. Как ранее заявляли руководители операции, в доке “Курск” простоит всю зиму, после чего его переправят в Снежногорск на завод “Нерпа”, где из реакторов выгрузят ядерное топливо, после чего субмарину утилизируют.