News

Сибирский химкомбинат обязали выплатить компенсацию

Опубликовано: 01/10/2001

Автор: Рашид Алимов

Но жители Георгиевки (Томская обл.), которые судятся с Сибирским химкомбинатом, будут также добиваться прекращения практики глубинных захоронений ЖРО.

23 июля состоялось заседание суда, вынесшее решение по иску 26 жителей деревни Георгиевка против сибирского химического комбината (СКХ), пострадавших в результате аварии и радиационного загрязнения 6 апреля 1993 года. За время рассмотрения этого иска 14 истцов умерло. Истцы требовали возмещения морального ущерба со стороны СХК и администрации Томской области, а также прекращения комбинатом глубинных захоронений жидких радиоактивных отходов (ЖРО).

По одной из версий, авария 1993 года произошла в результате переработки французского отработанного ядерного топлива (ОЯТ) в рамках контракта с фирмой «Кожема» (Cogema), так как его изотопный состав не вписывался в технологическую цепочку комбината, рассчитанную на отечественное ОЯТ. Окружающая местность была заражена в радиусе 25 километров.

Областной суд признал, что авария явилась “тяжелой моральной травмой, поскольку вызвала радиоактивное загрязнение д. Георгиевки и ее окрестностей”, “о чем свидетельствовали мероприятия, проводимые после аварии: дезактивация усадеб и огородов в д. Георгиевка <…>, знаки радиационной безопасности, выставленные вокруг деревни, запрещение выпаса скота, сбора дикороссов, невозможность использования приусадебных участков”.

—> Принятое судом решение обязывает СКХ выплатить каждому истцу, проживавшему в деревне, денежную компенсацию в размере 25 тысяч рублей (претензии к администрации области были отклонены). При этом суд разрешил комбинату продолжить подземные захоронения ЖРО. Обе стороны заявили о своем несогласии с решением суда и собираются его обжаловать.

За несколько дней до окончания процесса, комбинат получил лицезию Госатомнадзора на захоронение ЖРО. Как указывали истцы, крупномасштабное подземное захоронение ЖРО в водоносные горизонты на глубину 280-400 метров противоречит действующему законодательству (ст.ст.7, 104 Водного кодекса РФ, ст.54 п.3 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Дело около шести лет находилось в производстве Северского городского суда (ЗАТО Северск) и в феврале 2001 определением этого суда было направлено в Томский областной суд в связи с тем, что ответчики ссылались на «закрытые» акты как на юридическое основание своей деятельности по захоронению ЖРО (дела, связанные с гостайной может рассматривать Верховный Суд РФ, либо суд субъекта федерации).

Ситуацию на настоящий момент прокомментировал для Bellona Web адвокат жителей Георгиевки Константин Лебедев:

— Стороны знакомятся с мотивировкой решения и, если не согласны, сочиняют кассационные жалобы, а прокуратура может сочинить и протест. По истечении 10 дней узнаем. Истцы намерены обжаловать решение в части отказа в удовлетворении требований о компенсации морального вреда с Администрации Томской области и отказа в прекращении неправомерной экологически вредной деятельности СХК. Если знаки радиационной опасности в решении называются знаками радиационной безопасности, то жалобы точно будут.

В дополнительном исковом заявлении от 13 апреля 1999 года истцы указывали, что аварийный выброс 6 апреля 1993 года не стал определяющим в картине радиационно-химического загрязнения района. Авария лишь приоткрыла занавес секретности, окружающей деятельность СХК.

При нормальной (безаварийной) работе комбината в атмосферу поступало до 10 г. плутония в год. Одна миллионная грамма плутония при попадании в организм человека может вызвать серьезные заболевания. В почвах и водах обнаруживается трибутилфосфат, в атмосферу поступают бета-активные аэрозоли с превышением фона в 4-10 раз.

На сегодняшний день в пятидесяти хранилищах комбината находятся радиоактивные отходы суммарной активностью 125 миллионов кюри. За пятьдесят лет существования комбината здесь произошло примерно 30 аварий. Последняя крупная имела место 14 июня 1999 года, когда из-за ошибки оператора было заражено помещение завода, а двое сотрудников получили дозу радиации, равную трем годовым допустимым дозам облучения.