News

Законы по импорту ОЯТ на столе Путина

Опубликовано: 27/06/2001

Автор: Игорь Кудрик

Поправки к законам об импорте ОЯТ без голосования в Совете Федерации сразу пошли на подпись Путину. Сомнительная прибыль может быть использована для противостояния американской системе национальной противоракетной обороны.

Поправки к законам об импорте отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) без обсуждения в Совете Федерации напрямую пошли на подпись президенту России. Маловероятно, что Путин отклонит поправки, выполняя свое обещание снова взять на вооружение ракеты с разделяющимися ядерными боеголовками. Кремль считает, что это может заставить администрацию США отказаться от выхода из Договора по противоракетной обороне. Такой шаг потребует серьезной финансовой подпитки, которую, по мнению Минатома, можно получить путем ввоза ОЯТ.


6 июня ГосДума России одобрила в третьем чтении поправки о ввозе ОЯТ. Первая поправка легализует ввоз ОЯТ из других стран путем изменения статьи 50 в Законе «Об охране окружающей среды». Второй закон оговаривает условия лизинга российского ядерного топлива за рубеж. В то время как третий закон скорее служит успокоением для депутатов и общественности и предусматривает схему выделения средств на реабилитацию районов, подверженных радиоактивному загрязнению.


Фракция «Единство» в ГосДуме проголосовала почти единогласно за принятие законов. Это дает ясно понять, что эта инициатива имеет поддержку в президентской администрации.


Быстрая смена отношения
Противники планов ввоза ОЯТ в Россию, партия ”Яблоко” и природоохранные организации, надеялись, что поправки будут отклонены верхней палатой парламента. Спикер Совета Федерации Егор Строев и несколько губернаторов выразили тревогу, как только ввоз ОЯТ был одобрен в Думе.


Однако по неизвестным причинам Совет Федерации неожиданно решил избежать ответственности.


Согласно Конституции РФ, после того как ГосДумой одобрен закон, в течение следующих 14 дней Совет Федерации имеет право выставить его на обсуждение. Первоначально была назначена дата 4 июля, хотя официально последней датой обсуждения могло быть 27 июня. Затем дата была перенесена на 29 июля, что по-прежнему было позднее официального срока. Но 27 июня председатель Совета Федерации Егор Строев сообщил в интервью Интерфаксу, что законы были сняты с повестки дня 29 июня, поскольку официально последний срок истекал именно 27 июня. В соответствии с законодательством законы автоматически ушли на подпись президенту.


Примечательно, что две недели назад, Егор Строев и ряд членов Совета Федерации имели серьезные намерения проанализировать законы надлежащим образом, и, вероятно, вернуть их в Думу на доработку.


Решение снять вопрос об ОЯТ с повестки заседания, случайно или нет, было принято после упоминания Путиным возможного возвращения России к использованию ракет с разделяющимися ядерными боеголовками. Подобное заявление Путин сделал после того, как ему не удалось уговорить Буша не выходить из договора по ПРО.


Использование таких ракет было запрещено договором СНВ-II, ратифицированным ГосДумой в апреле 2000 года. В случае выхода США из договора по ПРО, Россия может отказаться от соблюдения условий СНВ-II.

—>
Но развитие и поддержка такого вооружения нуждается в финансировании. Вероятно, администрация Путина считает, что его можно легко получить, превратив Россию в международную ядерную свалку.


Угроза референдума
Согласно проведенным в России опросам, от 70% до 90% населения негативно относятся к ввозу ОЯТ в Россию. В прошлом году активисты природоохранных организаций собрали 2,5 миллиона подписей в поддержку национального референдума по этому вопросу. Согласно российскому законодательству, для проведения референдума необходимо собрать 2 миллиона подписей в 60 субъектах федерации. Однако Центризбирком признал 600 тысяч подписей недействительными и запретил референдум.


После того как ввоз ОЯТ был одобрен Думой окончательно, партия «Яблоко» пообещала инициировать еще один референдум. Неофициальный сайт Кремля strana.ru процитировал источник в президентской администрации, заявивший, что угроза референдума была воспринята серьезно, и что они лучше попытаются найти компромисс с «Яблоком», не дожидаясь референдума. Однако суть компромисса еще не была выработана, судя по высказываниям источника.


Для получения поддержки общественности и государства подконтрольная Кремлю пресса пытается использовать популярную ныне риторику о конкуренции западной ядерной индустрии с Минатомом России, и что Григорий Явлинский лоббирует интересы ядерной промышленности Запада. Однако это, похоже, не помогает. Большинство населения по-прежнему против ввоза ОЯТ.


Популярность Путина упадет или ввоз ОЯТ будет воспринят населением?
Что же случится, если Путин окончательно одобрит законы по ОЯТ? Станет ли он менее популярен или граждане России согласятся с официальной версией о том, что превращение страны в ядерную свалку пойдет им только на пользу? Последнее более вероятно. Свежие социологические опросы показывают, что до 75% населения поддерживают Путина. И чтобы он не делал, доверие не уменьшается, хотя общественное мнение и не управляет в России. Единственная беда в том, что, несмотря на то, что Кремль верит любому слову Минатома, 20 миллиардов долларов прибыли – очень маловероятный сценарий.


Планы Минатома безосновательны
Поправки позволят Минатому, по словам его представителей, «выйти на мировой рынок переработки топлива». Минатом планирует ввезти 20 тысяч тонн зарубежного ОЯТ и заработать на этом 20 миллиардов долларов. Собственные запасы ОЯТ в России составляют 14 тысяч тонн и хранятся в неудовлетворительных условиях.


Во всем мире только Франция и Англия занимаются коммерческой переработкой ОЯТ. В Челябинской области Минатом имеет перерабатывающий завод ПО «Маяк» (РТ-1) производительностью лишь 400 тонн в год. Последние несколько лет завод работал только на 25% от своей мощности. Завод способен перерабатывать ОЯТ некоторых реакторов советской конструкции первого и второго поколений, а также топливо российских АПЛ и атомных ледоколов. Используемая на заводе технология, ведет при переработке одной тонны ОЯТ к образованию 2200 кубических метров жидких радиоактивных отходов. Большая часть отходов сбрасывается в озеро Карачай. Таким образом, для начала коммерческой переработки Минатому необходимо модернизировать ПО «Маяк», и, наиболее вероятно, построить новое предприятие РТ-2 в Красноярском крае, строительство которого началось еще в 70-х, но так и не было закончено. Если Минатом решится на это, то вся прибыль в 20 миллиардов долларов может пойти именно на этот проект.


Но Минатом не хочет спешить с переработкой. Представители министерства несколько раз заявляли, что они предпочитают хранить ОЯТ в контейнерах по крайней мере в течение 50 лет до начала переработки. Но через 50 лет на земле не останется ни нынешних руководителей Минатома, ни Путина с его планами использования ракет с разделяющимися ядерными боеголовками.


Другая проблема в том, что США контролируют от 70% до 80% ОЯТ в мире. И до того как Минатом начнет ввоз этого топлива, необходимо будет соблюсти ряд условий, сформулированных администрацией США. Важнейшим условием является отказ России от участия в строительстве Бушерской АЭС в Иране.


Если Минатому не удастся уговорить США, оставшиеся страны вряд ли способны обеспечить запланированную прибыль в 20 миллиардов долларов.


Без ракет, но зато с чужим ОЯТ
Президент Путин имеет поразительную веру в инициативы Минатома. Его речь на саммите ООН в 2000 году, посвященная продвижению российских атомных реакторов, которые позволят исключить из атомного энергетического цикла расщепляющиеся ядерные материалы, оставила многих в недоумении. Даже некоторые российские академики не побоялись публично заявить о нереальности таких проектов. Сейчас у Путина, похоже, другие интересы. Ему срочно нужны деньги для ответных мер планам США по созданию системы национальной противоракетной обороны. Беда в том, что его вера в новый источник прибыли Минатома оставит Россию с двойным количеством ядерных отходов и без средств для обращения с ними.