News

Россия может выйти из сделки по оружейному плутонию

Опубликовано: 02/03/2001

Автор: Владислав Никифоров

Департамент по энергетике США предлагает купить плутоний у России. Представители Минатома отвергают такую возможность и угрожают приостановить российско-американский договор об утилизации плутония, если Запад не выделит деньги под российскую программу по МОХ-топливу.

10 января 2001 года Департамент по энергетике США опубликовал доклад «О программах нераспространения в России». В документе также содержатся новые рекомендации в этой области.

В докладе предлагаются такие меры обращения с плутонием, как иммобилизация (смешивание со стеклом/керамикой с последующим хранением/захоронением) и сжигание в форме так называемого МОХ-топлива (смешанное уран-плутониевое оксидное топливо для АЭС).

1 сентября 2000 года правительства США и России подписали соглашение об утилизации 34 тонн оружейного плутония с каждой стороны. Соглашение предусматривает сжигание плутония в качестве топлива для АЭС в России, а также сжигание и иммобилизацию в США. В новом докладе содержится также следующий пункт: «Уничтожение до 100 тонн российского плутония через смешанное топливо [т.е. МОХ-топливо] и сжигание его в российских коммерческих реакторах или же иммобилизация [смешивание] с высокорадиоактивными отходами, поскольку России и США договорились о первоначальных 34 тоннах. «Обмен» с западноевропейскими странами избытков оружейного плутония на энергетический плутоний, уже использованный как МОХ-топливо в этих странах, может ускорить этот процесс. В качестве альтернативы, США могли бы купить излишки плутония у России, а затем хранить его или заплатить за его иммобилизацию как отходов».

Эти рекомендации расходятся с принятой ранее линией Департамента по энергетике США в части покупки плутония и его иммобилизации как отходов. Эта идея появилась давно, но никогда не звучала на официальном уровне. Возможно, этот доклад станет первым шагом к новым обсуждениям между двумя странами.

Россия крайне негативно относится к любому перемещению плутония из страны. Официальная позиция Департамента по энергетике в отношении российского плутония заключалась в том, что России необходимо позволить полное сжигание топлива в виде МОХ-топлива внутри страны. Россия ни при каких условиях не будет продавать оружейный плутоний за рубеж. Об этом, как сообщает Департамент правительственной информации, заявил первый заместитель министра по атомной энергии РФ Валентин Иванов. «Продавать можно только топливо, в котором присутствует оружейный плутоний», — заявил Иванов.

Однако Минатом уже продал 100 тонн оружейного урана в США. Перед поставкой в США уран обедняется, чтобы быть пригодным для использования в американских АЭС, доля которых в энергосистеме США составляет 20%. С июня 1995 года по октябрь 2000 года Соединенные Штаты выплатили России 1,6 миллиарда долларов приблизительно за 100 тонн уранового топлива. Согласно договоренности США должны купить у России в общей сложности 500 тонн урана в период с 1993 по 2013 год.

Заместитель главы Минатома отметил, что оптимальное использование плутония достигается в крупномасштабной ядерной энергетике, базирующейся на АЭС с реакторами на быстрых нейтронах. Однако развитие такой энергетики требует крупных затрат в течение длительного периода времени, что пока, при существующем российском инвестиционном климате, нереально. «Задача эта прежде всего политическая», — подчеркнул замминистра. Ключевым условием реализации этого политического решения является организация международного сотрудничества по утилизации высвобождаемого российского оружейного плутония и покрытие соответствующих затрат российских предприятий иностранными государствами, проявляющими заинтересованность в реализации такой программы. Среди таких государств — США, Великобритания и Япония.

На сегодняшний день принято решение о создании специального фонда, в который станут вносить средства заинтересованные страны. Потенциальные заявки для участи в этом фонде уже составляют 600 миллионов долларов. Предусмотрено направление 900 миллионов долларов из фонда на капитальное строительство. Если до конца 2002 года Россия не получит 2 миллиарда долларов по соглашению об утилизации оружейного плутония, она может приостановить действие этого соглашения. Об этом в феврале заявил первый замминистра по атомной энергии Валентин Иванов. По его словам, на сегодняшний день в рамках этого соглашения Россия планирует утилизировать порядка 4 тонн плутония в год, из которых 2 тонны плутония (утилизированного) будет оставаться в России, остальные — поступать на Запад в качестве топлива для ядерных реакторов.

Он также подчеркнул, что это позволит подготовить российскую энергетику для перехода «к энергетике на быстрых нейтронах». Данный переход планируется осуществить в течение 30 лет.

«Поведение Минатома – лучший показатель российской безответственности в обращении с плутонием. Этот материал – отходы «холодной» войны, с помощью которых можно лишь уничтожать жизнь. «Мирное» использование плутония – дорого и опасно для природы, населения и даже атомной индустрии. Поэтому плутоний должен быть эффективно изолирован как от террористов, так и от атомной индустрии», — считает Владимир Сливяк, сопредседатель группы Экозащита!.