News

Россия может стать бизнес-свалкой радиоактивных отходов

Опубликовано: 04/07/2000

Автор: Игорь Кудрик

Документы, ставшие доступными на прошлой неделе, свидетельствуют о том, что Россия собирается принимать за деньги не только отработавшее ядерное топливо, но и радиоактивные отходы.

В сентябре могут быть внесены поправки в Закон «Об охране окружающей среды», которые разрешат ввоз в страну как отработавшего ядерного топлива, так и радиоактивных отходов. Министерство по атомной энергии — не единственное действующее лицо в этом отходном бизнесе.

Российский Научный Центр «Курчатовский Институт» активно работает над проектом строительства хранилища радиоактивных отходов на острове Симушир (Курильская гряда). Пытаясь получить одобрение правительства, представители Института утверждают, что собираются хранить лишь свои собственные отходы, но документы, полученные российской природоохранной организацией «Экозащита!», раскрывают факт закулисных переговоров с потенциальными клиентами из Тайваня.

В начале июня этого года руководители крупнейших фракций ГосДумы, председатель правительства России и министр природных ресурсов получили письмо от Сергея Шашурина, заместителя председателя комитета по экологии ГосДумы. Всех их попросили поддержать строительство хранилища для радиоактивных отходов Курчатовского Института на Курильских островах. Согласие было получено от всех адресатов, за исключением Бориса Немцова, возглавляющего «Союз правых сил».

Сергей Шашурин является депутатом от Татарстана, имеет криминальное прошлое и большое количество невыплаченных кредитов.

Курчатовский Институт подготовил ранее проект указа президента, предполагающего передачу территории острова Симушир в ведение Института для решения задач, связанных с «исследованиями и испытаниями новых технологий обращения, главным образом со средне- и низкоактивными отходами».

Проект должен финансироваться через федеральный бюджет и государственные инвестиционные программы. В проекте не сказано определенно об участии других стран в области финансирования и ввоза отходов. Однако в одном из параграфов упоминается, что Курчатовский Институт должен отдать приоритет сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В сопроводительной записке к проекту указа дается объяснение, почему Институт так заинтересован в острове Симушир. В записке говорится, что в 1946 году, когда был запущен первый ядерный реактор, Курчатовский Институт находился на окраинах Москвы, но по мере развития города он оказался практически в центре города. Центр располагает девятью исследовательскими реакторами, три из которых выведены из эксплуатации. В имеющихся на реакторных установках Института хранилищах ОЯТ скопилось около 900 тепловыделящих сборок общим весом порядка 6 тонн, их суммарная радиоактивность по оценкам превышает 3 млн. Кюри. На территории Научного Центра расположены также временные хранилища радиоактивных отходов, занимающие площадь более двух гектаров. Суммарная радиоактивность, накопленная в хранилищах, составляет 100 000 Кюри. Для полной реабилитации территории хранилищ отходов необходимо удалить загрязненный грунт объемом 40 000 кубических метров.

В соответствии с российской практикой обращения со средне- и низкоактивными отходами, такие отходы вывозились на хранилища НПО «Радон», расположенные по всей стране и контролируемые из Москвы. Представители Курчатовского Института считают, что они не могут посылать отходы на ближайшее хранилище «Радон» из-за его непосредственной близости к Сергиевому Посаду, который является святым местом для православных христиан. Следовательно, оптимальным решением, по мнению института, является остров Симушир.

Сделка с Тайваньской Энергетической Компанией
Аргумент против отправки отходов на хранилище «Радон» с первого взгляда вызывает сомнение, поскольку хранилище уже существует и никаких протестов со стороны верующих не было. Реальной причиной такого предложения был протокол-меморандум, подписанный Курчатовским Институтом и тремя другими сторонами. Одной из сторон протокола выступило ЗАО «Нефтегаз Ко Лтд.», другой — «Азия Тат Трейдинг Ко. Лтд», представляющей «Тайваньскую Энергетическую Компанию», эксплуатирующую тайваньские атомные электростанции, и, наконец, депутат ГосДумы Сергей Шашурин, представляющим, как сказано в протоколе, группу депутатов. Протокол, подписанный в октябре 1998 года, предусматривает обязательства четырех сторон. Одно из главных — обеспечение необходимой конфиденциальности на всех стадиях работы.

Главной обязанностью тайваньской стороны было финансирование всего проекта, а российские участники должны были сконцентрироваться на проталкивании проекта через государственную систему, что подразумевает внесение поправок в Закон «Об охране окружающей среды», запрещающий сегодня импорт любых «радиоактивных материалов».

Во второй половине 1999 года тайваньская компания представила российским участникам черновой вариант проекта. Общая стоимость проекта составила 2,5 миллиарда долларов. Большая часть отходов должна поступить из Тайваня, однако точные пропорции указаны не были.

Согласно сопроводительной записке к описанию проекта, российские лоббисты проекта в ГосДуме во главе с Шашуриным пообещали внести поправку в Закон, разрешающую импорт радиоактивных отходов, до конца 1999 года. Однако это сделать не удалось. Новые попытки начались в начале лета этого года.

Всесторонняя поддержка
Всего несколько дней заняло у руководителей главных фракций ГосДумы на одобрение проекта президентского указа, разосланного Шашуриным 2 июня. Министерство природных ресурсов также не возражало. Министерству были переданы полномочия упраздненного несколько месяцев назад Госкомитета по экологии. Однако не совсем ясно, осознавали ли вообще лидеры фракций Думы, то, что они одобряют. Как упоминалось ранее, в проекте указа не говорилось о намерениях Курчатовского Института использовать Симушир в качестве хранилища для зарубежных радиоактивных отходов.

Кроме того, ни Институт, ни депутаты ГосДумы, поддерживающие проект, еще не осознали, что у них нет прав вести переговоры с Тайванем без предварительного согласия Министерства иностранных дел России, что предусмотрено указом Президента России от 1992 года.

Конкуренция усиливается
Параллельно с проектом Курчатовского Института по превращению острова Симушир в международную радиоактивную свалку Министерство по атомной энергии России (Минатом) в течение последних лет старательно работает над другим проектом. Целью Минатома является внесение поправок в Закон «Об охране окружающей среды», разрешающие импорт отработавшего ядерного топлива. В существующей редакции Закона статья 50 часть 3 гласит, что любой импорт радиоактивных материалов запрещен. Исчезновение «юридического препятствия в виде закона» позволило бы, как сказано в записке Минатома для парламентариев, России войти на мировой рынок переработки, занятый сегодня только Францией и Великобританией. Прибыль должна составить 21 миллиард долларов на импорте 20 тысяч тонн зарубежного ОЯТ. 10,5 миллиардов будет использовано на обращение иностранного отработавшего ядерного топлива, а 3,3 миллиарда долларов поступит в госбюджет. Оставшиеся 7,2 миллиарда долларов будут потрачены, согласно планам Минатома, на различные социальные и экологические программы.

И хотя Минатом постоянно подчеркивает, что импорт радиоактивных отходов исключен, описание программы дает понять, что возвращение отходов, полученных в результате переработки отработавшего ядерного топлива, в страны происхождения не планируется.

Проблема, с которой столкнулся Минатом, заключается в том, что большая часть ядерного топлива в Азии — наиболее перспективном рынке — произведена и принадлежит Соединенным Штатам. Американская политика нераспространения не поддерживает переработку, которая ведет к образованию так называемого энергетического плутония, который может послужить для производства ядерного оружия.

Чтобы выполнить условия США, Минатом согласился объявить мораторий на переработку ядерного топлива сроком на 20 лет. 4 апреля этого года проект такого соглашения по этому вопросу был составлен и представлен Департаменту по энергетике США на встрече в Москве.

Согласно имеющейся информации, переговоры зашли в тупик после требования США прекратить строительство Бушерской АЭС в Иране в обмен на подпись под мораторием.

Поправка к Закону «Об охране окружающей среды» должна быть рассмотрена ГосДумой в сентябре или октябре этого года. Вероятно, поправка не будет разделять понятия «отработавшее ядерное топливо» и «радиоактивные отходы», а скорее объявит все радиоактивные материалы разрешенными для импорта, если, например, появится указ Президента или Правительства по определенному проекту.

Таким образом, принимая во внимание трудности Минатома в отношениях с США, Курчатовский Институт, похоже, начнет первым зарабатывать деньги на ввозе зарубежных радиоактивных отходов в Россию.

Протест российских природохранных организаций
«Симушир — это остров с уникальной экосистемой, и хранилище ядерных отходов сделает это место безжизненным», — заявил Владимир Сливяк, сопредседатель группы Экозащита, которому удалось получить документы по проекту.

«Остров подвержен риску землетрясений и цунами, которые могут разрушить любое расположенное там здание», — добавляет Сливяк — «Хранение там радиоактивных отходов может привести к катастрофическому загрязнению региона».

Администрация острова Сахалин, которая также отвечает за остров Симушир, оказалась в полном неведении по поводу проекта, когда корреспондент газеты «Сегодня» обратился за комментарием. Представитель администрации сообщил, что Симушир является сейсмически опасным районом, и строительство там хранилища радиоактивных отходов представляет опасность.

«Коммерческие шаги Курчатовского Института в отношении иностранных радиоактивных отходов — полностью незаконны», — заявил Владимир Сливяк. «Импорт ядерных отходов запрещен Законом «Об охране окружающей среды».

Осенью этого года, когда ГосДума будет рассматривать поправку к Закону, станет ясно останется ли запрет неприкосновенным или нет.

ПОСТКРИПТУМ
Через неделю, после того как была обнародована информация (1-2 июля) об этом проекте, Комитет по экологии ГосДумы сделал следующее заявление в интервью газете «Сегодня»:

«Комитет рассмотрел пакет документов, представленных в правительство, и публикацию в «Сегодня». Комитет не поддержал инициативу депутата Сергея Шашурина и обратил внимание правительства на недопустимость подобных мер», — сообщил руководитель аппарата комитета Владимир Мандрыгин.

В то же время до сих пор остается открытым вопрос: что комитет конкретно не поддержал? Ввоз зарубежных радиоактивных отходов на острове Симушир или строительство там хранилища.