Подписано франко-российское соглашение об ответственности

79b3e6526771518367f4d2d1ed019618.jpeg

20 июня Франция и Россия подписали соглашение об ядерной ответственности. Соглашение устранит большинство препятствий для работ по утилизации судна-хранилища отработавшего ядерного топлива «Лепсе», находящегося у причала предприятия «Атомфлот» в Мурманске.


Международный проект по приведению плавтехбазы «Лепсе» в безопасное состояние предполагал поставки французского оборудования, включая робототехнику для извлечения поврежденных кассет с отработавшим ядерным топливом, которые хранятся на борту судна. Отсутствие такого соглашения отодвинуло реализацию проекта «Лепсе», который считался одним из главных этапов в работе по обращению с РАО на северо-западе России при содействии западных стран.


Проект «Лепсе» был инициирован еще в 1994 году объединением «Беллона» и Мурманским морским пароходством. В октябре 1994 года уполномоченный Евросоюза по экологии посетил «Лепсе» по приглашению «Беллоны» и принял на месте решение о выделении финансовой помощи для решения проблемы отработавшего ядерного топлива, хранящегося на «Лепсе». Позднее Норвегия и Франция согласились также предоставить финансовую помощь проекту. Работа по выгрузке отработавшего топлива и его размещение в контейнерах на территории базы «Атомфлот» в Мурманске оценивается в 10 миллионов долларов США.


Французская ядерная инженерная компания SGN выиграла тендер ЕС по разработке робототехники, предназначенной для извлечения отработавшего ядерного топлива из судна-хранилища «Лепсе». Однако до сегодняшнего дня реальная работа была незначительна из-за отсутствия договора об ядерной ответственности между Францией и Россией. Договор был подписан в Париже министром по атомной энергии России Евгением Адамовым и министром промышленности Франции Кристианом Пиерром.


Сообщается, что этот договор прояснит все вопросы, определяющие ответственность сторон в случае неполадок оборудования, которое поставляется на российские ядерные объекты французскими компаниями.

Судно-хранилище ядерных отходов «Лепсе» имеет на борту около 640 стержней с отработавшим ядерным топливом. Часть из них выгружена из атомного ледокола «Ленин», на котором в 1966 году произошла авария. Из-за потери охлаждения реакторов ледокола, некоторые топливные стержни «разбухли» и не смогли войти в ячейки хранилища на «Лепсе». Рабочим пришлось забивать их в каналы кувалдой, и в результате они были частично разрушены. Сегодня излучение в отсеках хранилища «Лепсе» намного превышает допустимые нормы. Количество радиоактивности в кассетах с ядерным топливом соответствует 28 000 ТБк (750 000 Кюри).

Томас Нилсен