News

Канада готовится импортировать плутоний

Опубликовано: 30/03/1999

Автор: Вилльям Стойчевски

В то время как правительство Канады благожелательно смотрит на возможность импорта плутония, канадские реакторы ожидают модернизации и последующего экспорта.

23 марта лидеры оппозиции парламента Канады выразили свое неблагожелательное отношение в ответ на сообщение, о том, что правительство собирается импортировать плутоний, полученный из российских и американских ядерных боеголовок.

Канадская телекомпания CTV получила копию исследования, проведенного в 1997 году Корпорацией по атомной энергетике Канады (AESL) и местным монополистом, энергетической компанией Ontario Hydro, где говорилось, что лучше всего импортировать радиоактивные материалы морским путем. Огласка материалов исследования стоимостью 1.5 миллиона долларов вызвала оживленные дебаты по экологическим вопросам в парламенте Канады и поставила вопрос о правительственных обязательствах по информированию населения о деятельности в области атомных технологий.

В декабре 1998 года Постоянный комитет по международным делам и торговле рекомендовал Палате общин, чтобы Канада не использовала в реакторах топливо МОХ (смесь окиси урана и плутония). Похоже, что рекомендация Комитета «Об исследовании правительством Канады дополнительных способов предоставления большей информации канадцам по гражданскому использованию ядерных технологий» была проигнорирована.

Агентство Рейтер сообщило, что премьер-министр Джин Кретьен отстаивал свою точку зрению в ответ на вопрос о решении написать письмо Биллу Клинтону, предложив принять российский плутоний и, таким образом, поучаствовать в избавлении России от ядерного оружия в период после холодной войны.

«Я написал письмо и сказал, что если это безопасно и возможно с финансовой стороны, мы бы это рассмотрели [импорт плутония]»,- цитирует Рейтер канадского премьер-министра. В 1996 году Кретьен публично выступал за импорт плутония. В письме от 3 марта 1999 года он сообщил Клинтону, что Канаде еще предстоит определить будут ли слишком большими для канадских граждан расходы и риск, связанные с использованием и хранением плутония.

Плутониевая опасность
Риск связан с возможностью морских катастроф, которые могут повлечь сброс топлива МОХ в морскую среду, в то время как меры безопасности направлены на защиту радиоактивных материалов от террористов.

«Дополнительный риск можно ожидать на всех стадиях обращения, использования и хранения топлива»,- сказала представитель Канадского проекта по информированию по атомным проблемам Ирен Кок в интервью Bellona WEB.

«Отработавшее топливо является ожидаемым продуктом: плутоний полностью не используется и образуется новый плутоний … целью является загрязнить плутоний таким образом, так чтобы он был непригоден. Тот же самый результат можно получить с помощью нитрификации, используя жидкие высокорадиоактивные отходы, смешанные с оружейным плутонием и превращенные в стекломассу или керамику».

Коммерческий мотив
Сторонники использования оружейного плутония в качестве топлива для реакторов описывают это как путь снижения мировых поставок стратегического материала, главного компонента ядерного оружия. Но его импорт в Канаду свидетельствует о долговременности проблемы, связанной с материалами распада. Материал производится в реакторах, а Канада имеет довольно обширный экспорт реакторных технологий.

Корпорация по атомной энергетике Канады, разработчик и поставщик реакторной технологии CANDU, отвечает за развитие инфраструктуры безопасности для импортируемого плутония. Но большинство радиоактивных материалов на экспериментальном предприятии в Chalk River — наиболее вероятное место первой поставки импортного плутония в конце этой весны — едва размещены надлежащим образом и ожидают переработку. Невозможность предприятия производить безопасную переработку низкорадиоактивных материалов бросает зловещую тень на переработку нового радиоактивного плутония.

«Корпорация заинтересована доказать, что топливо МОХ может быть использовано в реакторах типа CANDU, и таким образом заявить своим клиентам, что CANDU имеет гибкий топливный цикл»,- заявила Ирен Кок.

Она добавила, что Ontario Hydro, чьи реакторы начнут использовать плутоний в 2005 году, первоначально намеревались импортировать смешанное топливо, таким образом, решая вопросы финансирования и оправдания повторного запуска четырех реакторов, но затем приоритеты изменились.

«В 1998 году они не подали заявку в Департамент по энергетики США на приобретение топлива МОХ; вся сделка зависит от трехстороннего соглашения между США, Россией и Канадой, которое пока не было подписано».

Ирен Кок сообщила, что этой весной из Лос-Аламоса, штат Нью-Мексико на канадское предприятие Chalk River прибудет пробная партия смешанного топлива, где содержание плутония составит около одного килограмма (1-2 % от смеси).

24 марта газета «Southam News» подтвердила эту информацию и сообщила, что поставки российского плутония ожидаются в конце этого года для испытаний «как часть вклада Канады в дело ядерного разоружения».

«Только в США имеется 50 тонн запасов плутония, которые должны быть ликвидированы по условиям российско-американского договора по контролю над вооружением».