Bellona на COP 24: Строительные площадки без выбросов уже начинают работу

electric-construction Credit: greenvisit.no

Вряд ли такое возможно, не правда ли?

Однако это именно то будущее, которое предлагает объединение Bellona, представившее доклад на данную тему на одном из мероприятий в польском Катовице, где представители около 200 стран встретились для проведения двухнедельных переговоров по климату COP 24.

Делегаты встречи ООН под названием «Конференция Сторон 24» стремятся выработать свод правил для реализации парижского Климатического Соглашения. Они надеются, что он поможет странам существенно сократить объемы выбросов от использования ископаемого топлива по сравнению с нынешним днем.

Но за всеми многочисленными источниками проблем, связанных с глобальным изменением климата – автомобильными выхлопами, выбросами от работающих угольных электростанций, судов и авиации, от переработки нефти до выращивания скота, от уменьшения площади лесов до работающего холодильника на вашей кухне – за всеми ними легко забыть о выбросах еще одного важного для развития городов источника – строительства.

И эти выбросы не так уж малы. Согласно данным Bellona, на долю строительства в столице Норвегии Осло приходится до 8% всех выбросов СО2, а в Германии выбросы от строительства превышают совокупные выбросы от внутренних перевозок воздушным и железнодорожным транспортом.

Это очень большой вклад в процесс изменения климата, поскольку ученые настаивают на том, что повышение средней температуры планеты на 1,5-2 градуса приведет к необратимым изменениям, часть из которых уже весьма заметна.

Но старший советник по энергетике Bellona Кристиан Эриксен считает, что ситуацию можно изменить.

В своей презентации «Строительство с нулевыми выбросами возможно, не ждите 2030 года», Эриксен показал, что строительные проекты, которые будут реализовываться в Осло в 2030 году, если и не будут на 100% без выбросов, то будут максимально приближены к этой цели.

Первым пилотным проектом станет строительство пешеходной зоны в центре столицы. Это процесс, в ходе которого обычно требуется использование громоздкой и шумной экскаваторной техники, работающей на дизельном топливе.

Но не в данном случае. Вместо этого, по словам Эриксена, для строительства пешеходной зоны будет использоваться 25-тонный электрический экскаватор, который не будет загрязнять воздух присущими всем строительным площадкам выбросами.

Успешная реализация данного проекта поможет подтвердить звание Европейской зеленой столицы, закрепленное за Осло. Поскольку данная работа требует существенных затрат электроэнергии, ее успех продемонстрирует, что подобные проекты в высшей степени осуществимы.

Вторым пилотным проектом будет строительство детского сада компанией Умсоргсбюгг (Omsorgsbygg), которая строит многие объекты муниципального назначения в столице и управляет ими. Строительство будет осуществляться в середине 2019 года с помощью 30-тонного экскаватора, который работает на электричестве и водороде и тоже не производит выхлопов.

Более того, все остальные обычно загрязняющие технологии, которые стандартно используются на стройплощадках – установки для отопления помещений персонала, сушки цемента, и т.д. также будут работать на электроэнергии, а не на углеводородном топливе. Здесь будет применяться малошумное, не осуществляющее выбросов, не производящее пыль и грязь оборудование, которое задаст тон будущему муниципальному строительству в жилых зонах города.

Единственный процесс на этой площадке, который не будет гарантированно осуществляться без выбросов, – это транспортировка материалов и вывоз отходов. Но даже здесь, по словам Эриксена, Bellona работает со строительной компанией по изучению альтернативных вариантов.

Идея строительной площадки без выбросов абсолютно нова, но к 2030 году большая часть Европейских стран обязана перейти на подобные технологии. А чтобы это произошло, необходимо пересмотреть существующие подходы.

«Это не только вопрос использования строительной техники без выбросов, это и вопрос изменения нормативно-правовой базы, – говорит Эриксен. – Заказчикам нужно требовать, чтобы строительство осуществлялось без выбросов, субподрядчики должны быть готовы соответствовать этим требованиям, а производители должны предоставлять соответствующее оборудование. Мы не говорим, что все стройплощадки должны быть бе

e-byggeplass

з выбросов уже в 2019 году, но очень важно уже сейчас думать в этом направлении».

Еще два важнейших сектора, от которых зависит строительство – это структуры, отвечающие за госзакупки и разработку общественных проектов. Очень важно проводить работу с ними, поскольку именно они в конечном итоге решают, как будут реализовываться крупномасштабные муниципальные проекты.

Однако, по словам Эриксена, уже сейчас семь самых крупных гражданских разработчиков в Норвегии объединились и требуют применять при реализации их проектов как можно больше техники, не производящей выбросов. И речь идет не о 2030 годе, а о конце нынешнего.

Стоимость таких проектов в краткосрочной перспективе может быть выше. Работа электрических экскаваторов в Осло стоит, по меньшей мере, в два раза больше, чем применение экскаваторов, работающих на дизельном топливе.

Естественно, когда крупные разработчики будут требовать только подрядчиков, способных осуществлять строительство с нулевыми выбросами, их расходы неизбежно снизятся.

Кроме того, срок действия оборудования с нулевым уровнем выбросов гораздо больше. Производители электрической строительной техники говорят, что она служит дольше на 50%, а иногда и в три раза, чем ее собратья, работающие на углеводородном топливе.

Чарльз Диггес

charles@bellona.no

Анна Киреева

anna@bellona.ru