Настройка климатических правил

20180905_102509 Credit: Ольга Подосенова

Главной задачей, поставленной перед делегациями стран участниц Парижского соглашения, была настройка «руководящих принципов» нового международного климатического документа. Для достижения согласия по поводу деталей у переговорщиков в Бангкоке было меньше недели.

Руководящие принципы соглашения, так называемая «книга правил», согласно процедуре, должны быть приняты в декабре нынешнего года на климатической конференции сторон (COP24) в польском Катовице. 2018 год – последний, когда страны должны договориться об окончательном тексте климатической дорожной карты для достижения целей, поставленных в 2015 году Парижским соглашением.

Парижское соглашение в нынешнем виде – это декларация намерений. Страны должны (но формально правового механизма для обеспечения этого нет) взять на себя обязательства, которых должно хватить, чтобы глобальная температура на планете не выходила за пределы 2C. Напомним, основная цель Парижского соглашения, которое подписали 190 стран, в том, чтобы ограничить глобальное повышение температуры в пределах 2 градусов Цельсия и максимально приблизить к 1,5 градусам. И эти показатели имеют решающее значение для выживания уязвимых островных государств, которым угрожает растущий уровень моря. Именно поэтому наблюдатели от гражданского общества требуют от официальных делегаций конкретики, которая возможна лишь при принятии четких руководящих принципов.

Несмотря на обнадеживающие официальные заявления от секретариата Рамочной конвенции по изменению климата (РКИК ООН), по мнению наблюдателей, окончательный вариант текста «книги правил» гораздо дальше от идеала, чем этого хотелось бы. В Бангкоке этот документ значительно уменьшился и потерял часть скобок и недоговоренностей, но некоторые наблюдатели поспешили заявить, что Парижское соглашение находится на грани краха.

Дело добровольное?

Летом нынешнего года международная сеть общественных организаций Climate Action Network опубликовала отчет, в котором говорится, что ни одна страна ЕС не выполняет мер, достаточных для необходимого планете сокращения выбросов СО2.

Несмотря на то, что ЕС продолжает придерживаться тренда сокращения выбросов парниковых газов, некоторые европейские страны не спешат брать на себя более амбициозные цели в этом направлении.

Тем временем Китай и Индия, две крупнейшие в плане экономики державы, продолжают выполнять свои обязательства. В мае этого года они взяли на себя обязательство работать над программой выполнения Парижского соглашения и призвали развитые страны также взять на себя инициативы по сокращению выбросов.

В 2017 году президент Китая Си Цзиньпин назвал Парижское климатическое соглашение «тяжело завоеванным достижением» и призвал других подписавшихся придерживаться своих обещаний вместо того, чтобы увиливать от выполнения, «поскольку это ответственность, которую мы должны взять на себя для будущих поколений».

Опасный Бангкок

Бангкок, где проходили переговоры, является носителем большинства проблем, связанных с климатом. Юго-Восточная Азия особенно уязвима к воздействию глобального потепления – эксперты Азиатского банка развития прогнозируют, что этот регион будет больше всех остальных страдать от экстремальных температур к концу нынешнего века.

Эксперты Carbon Brief также определили Юго-Восточную Азию как стратегическую область в миссии по изменению климата, назвав регион не только основным фронтом в борьбе с распространением использования ископаемого топлива, но и одним из мест, наиболее уязвимых для пагубных последствий глобального потепления.

«Нам нужно добиться более быстрого прогресса, – говорит Таэюн Парк, из Гринпис Восточной Азии. – Изменение климата уже не является далекой угрозой, это то, с чем мы все сталкиваемся сегодня в реальном мире, с разрушительным эффектом».

Результаты климатических переговоров и Парижское соглашение имеют большое значение для Юго-Восточной Азии потому, что большинство городов находятся в прибрежных морских районах, которые уязвимы для повышения уровня моря.

Накануне сессии переговоров в Бангкоке Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш выступил с речью, в которой сказал, что изменение климата – «прямая экзистенциальная угроза», и мы приближаемся к точке невозврата. Все с нетерпением ждут новый специальный отчет о последствиях изменения климата Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), который должен быть представлен в октябре. Просочившийся в прессу черновик доклада говорит о том, что, если правительства не решатся на серьезные экономические преобразования и отказ от ископаемого топлива, то уже к середине этого столетия температура на планете достигнет предельных уровней, определенных в Парижском соглашении.

Ученые предупреждают, что человечеству осталось около четырех лет, чтобы стабилизировать глобальные температуры и спасти мир от экологической катастрофы, вызванной изменением климата.

Последний оплот угля

По прогнозам экспертов Международного энергетического агентства (МЭА), регион Юго-Восточной Азии будет поддерживать «очень высокий спрос» на ископаемые виды топлива. Согласно докладу МЭА «Перспектива развития энергетики в Юго-Восточной Азии», спрос на электроэнергию здесь вырастет на две трети к 2040 году. И, несмотря на то, что все 10 стран региона подписали Парижское соглашение, эксперты энергетического агентства ожидают, что потребление угля будет продолжать расти, в результате чего Юго-Восточная Азия станет «последним оплотом крепости ископаемого топлива на Земле». По мнению МЭА, значительный рост потребления приведет к увеличению выбросов парниковых газов в энергетическом секторе региона более чем на 70%.

«Страны Южной Азии стремятся возглавить революцию в области возобновляемых источников энергии, но регион постоянно сталкивается со стихийными бедствиями. Общественные ресурсы постоянно отвлекаются на преодоление последствий изменения климата, тогда как переговоры по климату должны обеспечить климатическое финансирование на перспективы и воплотить переход к возобновляемым источникам энергии в реальность», – считает Санджай Вашист, директор климатической сети Южной Азии (CANSA).

Вдохнуть жизнь в Парижское соглашение с помощью создания работающей «книги правил» – очень ответственный момент для международного климатического процесса. Потому предстоящая климатическая конференция в Польше рассматривается как самая важная.

За столом переговоров в Бангкоке, равно как и в массе небольших технических дискуссий, в очередной раз всплыли несколько тем, которые можно назвать политическими. К примеру, вопросы о смягчении последствий и обязательствах по сокращению выбросов, об адаптации, финансировании, «ущербе и потерях»…

Деньги

Одной из конфликтных тем традиционно остается финансирование. В Бангкоке в очередной раз проявились разногласия по поводу практики финансирования развивающихся стран в их противостоянии изменению климата и технические детали их отчетности о результатах этой борьбы.

По мнению наблюдателей, неспособность договориться о финансах «может привести к тому, что стороны закроют или заблокируют реализацию концепции прозрачности, что потенциально приведет к краху в Катовице».

Напомним, подписав Парижское соглашение, развитые страны планировали собрать к 2020 году 100 млрд долларов США с целью сокращения выбросов парниковых газов и смягчения наихудших последствий изменения климата.

В вопросе финансирования развивающиеся страны хотят от богатых государств подробностей того, сколько денег будет предоставлено, и конкретных обязательств. Африканская группа, поддерживаемая другими развивающимися странами, попыталась увязать финансирование с «концепцией прозрачности», согласно которой государства должны заявить, какие действия они планируют предпринять. Индия и Южная Африка, утверждают, что у индустриально развитых стран есть моральные обязательства оплачивать ущерб, вызванный изменением климата. Развитые страны, в свою очередь, требуют от развивающихся более широкого участия в деятельности по смягчению последствий глобального потепления, а также прозрачности действий всех стран независимо от уровня их благосостояния.

В Бангкоке глобальные переговоры по финансам зашли в тупик во время обсуждения вопроса, следует ли считать займы и уже оказанную международную помощь частью обещанных 100 млрд долларов. Тем временем США отозвали 2 млрд долларов, обещанных Фонду, когда Трамп объявил о своем намерении выйти из Парижского соглашения.

«В Катовице сторонам придется найти способ интерпретировать глубоко укоренившиеся политические и финансовые разногласия… Учитывая, что эти разногласия вызвали напряженность в течение как минимум двух десятилетий, задача для Катовице действительно сложная, – говорит Харджит Сингх, менеджер по климатической политике ActionAid International. – Предоставление богатыми странами финансовой помощи развивающимся для борьбы со стихийными бедствиями, вызванными изменением климата, – в буквальном смысле, вопрос жизни и смерти».

Ответственность и прозрачность

Еще одним препятствием в переговорах остается дифференциация в распределении ответственности в усилиях по сокращению выбросов. Проблема отчасти состоит в том, что развитые и развивающиеся государства нельзя четко разделить, как, к примеру, белое и черное.

Лагерь развивающихся стран совсем неоднороден. Среди них – государства с самыми быстрорастущими экономиками, развитие которых может сопровождаться увеличением выбросов. За кулисами переговоров группа стран, возглавляемая Китаем, работает над тем, как правила должны применяться по-разному к развитому и развивающемуся миру. Развивающиеся страны обвиняют развитый мир в возникновении проблемы изменения климата и настаивают на защите своего права на развитие.

Ключевым элементом Парижского соглашения является определение правил того, как страны должны отформатировать свои обязательства по климату, известные как национальные взносы по снижению выбросов (NDC). Сейчас NDC является одной из областей, в которых до согласия очень далеко.

Наиболее жарким в Бангкоке был спор о том, должны ли правила национальных обязательств быть общими для всех или отличаться для развитых и развивающихся стран. Это «двухуровневое» правило, подталкиваемое Китаем и его союзниками, будет означать, что некоторые элементы будут обязательными только для развитых стран. Однако идея была заблокирована США и их единомышленниками.

Также полемика разгорелась по поводу того, как часто страны должны обновлять свои национальные обязательства по снижению выбросов. Предлагались варианты на периоды в 5 лет, 10 лет или скользящие «5 + 5». В то же время группа развивающихся государств предложила вариант, который будет иметь общие временные рамки только для развитых стран.

Вопрос «прозрачности» подразумевает целый ряд пунктов, включая методологию отчетности о национальных кадастрах парниковых газов, отслеживание прогресса, воздействие изменения климата, адаптацию и поддержку, оказываемую беднейшим странам.

Прозрачность также тесно связана с обсуждением темы «глобальной инвентаризации», которая, как говорится в Парижском соглашении, должна проводиться каждые пять лет, начиная с 2023 года.

Углерод на рынок

В Бангкоке переговорщики продвинулись в обсуждении будущего углеродных рынков – внедрения рыночных инструментов для реализации программ по снижению выбросов и адаптации к изменению климата.

Нынешние схемы включают стандарты учета сокращения выбросов, при этом квоты на выбросы страны могут передавать друг другу. На переговорах Активно обсуждался вопрос о том, следует ли переносить действующий в рамках Киотского протокола Механизм чистого развития (МЧР) в Парижское соглашение.

МЧР был создан в соответствии с Киотским протоколом, чтобы позволить проектам в развивающихся странах получать кредиты на сокращение выбросов. Общественная организация Carbon Market Watch призвала полностью отказаться от МЧР, утверждая, что от использования этих схем больше проблем, чем пользы в деле решения климатических задач.

В Парижском соглашении признается важность «нерыночных» инструментов, таких как обмен технологиями. В Бангкоке делегаты предложили создать новые надзорные органы для наблюдения за реализацией проекта в рамках Механизма чистого развития, один из которых будет выглядеть так же, как и существующий Исполнительный совет Механизма чистого развития. Он создаст реестр для отслеживания транзакций между странами и обеспечит основу для учета. Созданные кредиты можно использовать, чтобы помочь достичь целевых показателей по выбросам, перечисленных в Парижском соглашении.

Существует пять вариантов правил, которые будут определять, как страны выбирают проекты или программы, разрешающие создавать кредиты в рамках МЧР.

Американский вопрос

США – страна, к которой приковано самое большое внимание на переговорах. Несмотря на заявление президента Трампа о выходе из климатического соглашения, США остаются частью Рамочной конвенции ООН об изменении климата до официального завершения всех установленных процедур.

«Хотя США объявили о своем выходе из Парижского соглашения, но до сих пор активно участвую в переговорах, ослабляя международное сотрудничество, не внося вклад в финансирование и передачу технологий развивающимся странам», – считает Мена Раман, юрисконсульт Сети третьего мира. Наблюдатели обвиняют США и Австралию в том, что они разваливают переговоры финансирования для развивающихся стран.

Интересно, что изменение климата для США оказалось проблемой, разделившей страну на два лагеря: несмотря на официальный выход из Парижского соглашения, большое количество американских штатов, крупных компаний и местных сообществ объявили о политике, поддерживающей Парижское соглашение.

Практически сразу после конференции в Бангкоке, в Сан-Франциско собрались тысячи губернаторов, мэров, руководителей компаний и лидеров гражданского общества на Саммит по глобальному климату.

Действуй за климат!

Именно в США родилась идея крупнейшей в мире климатической мобилизации Rise for Climate («Действуй за климат»), которая проходила параллельно с бангкокской сессией переговоров. Тысячи людей в более чем 90 странах на всех континентах вышли на улицы, чтобы потребовать от правительств решения проблемы изменения климата.

Общественность надеется, что голоса людей во всем мире будут достаточно громкими, чтобы побудить лидеров стран в Катовице предпринять должные усилия для поиска договоренностей в рамках Парижского соглашения.

В акции «Действуй за климат!» приняли участие более 250 тысяч человек – все они требовали политических действий по отказу от ископаемого топлива и перехода к возобновляемой энергетике.

20180908_094053 В Бангкоке около 200 демонстрантов, в числе которых рыбаки и крестьяне, собрались перед зданием ООН, где делегаты обсуждали климатическое соглашение. Credit: Ольга Подосенова

В Бангкоке около 200 демонстрантов, в числе которых рыбаки и крестьяне, собрались перед зданием ООН, где делегаты обсуждали климатическое соглашение.

Акции прошли в России, Грузии, Кыргызстане, Украине, Белоруссии, Таджикистане, Молдове.

В Кыргызстане акция прошла на Всемирных играх кочевников. Кочевники поделились своим видением того, как изменение климата поменяло их быт — коренные народы первыми чувствуют последствия изменения климата и первыми от них страдают.

В Украине жители 107 городов обратились в местные администрации с требованием перейти на возобновляемую энергетику. Мэры городов Каменец-Подольского и Черткова заявили о цели перейти на 100% возобновляемой энергетики до 2050 года. Ранее об этом заявил Житомир, ставший первым городом в Украине и на всем постсоветском пространстве, заявившим про цель перехода на 100% ВИЭ к 2050 году.

О переходе на 100% ВИЭ во время международной акции объявила и администрация грузинского города Кутаиси.

В Москве во время международной акции прошел II Климатический Форум Городов, который за два года стал ключевой площадкой для обсуждения темы климатических изменений и устойчивого развития территорий. На форуме активно обсуждался вопрос перехода на возобновляемую энергетику.

«Действуй за климат» – самая крупная климатическая мобилизация в нашем регионе, но я надеюсь, что это только начало, – говорит Татьяна Шауро, менеджер организации Climate Action Network в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. – Города, бизнес и общество уже готовы действовать, им просто нужна платформа и поддержка».

По дороге в Катовице

Не все наблюдатели негативно категоричны. «Мы, к счастью, избежали падения с края скалы, – говорит Мохамед Адов из Christian Aid. – Правительства уполномочили сопредседателей превратить достигнутый в Бангкоке прогресс в более прочную основу для переговоров в Польше. В настоящее время жизненно важно, чтобы сопредседатели изменили ход переговоров с дипломатического депрессивного на беспроигрышный подход и разработали альтернативные варианты, на которые весь мир согласится на COP24».

«Текст переговоров – это не просто художественное произведение. По крайней мере, у нас теперь есть основа для принятия столь необходимых компромиссов на COP24, – считает Джон Нордбо из CARE Denmark. – Когда министры прибудут на Конференцию сторон в Катовице, они должны будут выполнить свою часть работы: увеличить усилия стран по снижению выбросов, увеличить амбиции и обеспечить, чтобы наиболее уязвимые стороны, которые страдают от воздействия климатического кризиса, получили поддержку. Однако очень разочаровывает тот факт, что ни одна страна, как представляется, не принимает на себя руководящую роль и не пытается добиться компромиссов. ЕС должен серьезно подумать о том, чтобы вмешаться, поскольку он может играть роль моста. В настоящее время он не играет этой роли, и создается вакуум».

«Хотя встреча в Бангкоке привела к «неравномерному прогрессу», она предоставила сопредседателям мандат для дальнейших шагов, – говорит Нити Несадурай, Региональный координатор CAN в Юго-Восточной Азии. – COP24 – это важная конференция для завершения подготовки Руководства Парижского соглашения и повышения климатических амбиций. Деятельность сопредседателей, поддерживаемые рядом предстоящих событий, включая выпуск доклада МГЭИК 1,5C, должны способствовать сближению для достижения результата на Конференции сторон. Это включает в себя предоставление адекватного финансирования в области климата, с тем, чтобы развивающиеся страны могли более активно переходить к инвестициям в чистую энергетику. Им уже нечего терять!».

После Бангкока перед странами – участницами климатических переговоров по-прежнему стоит множество сложных технических и политических вопросов. Времени для размышления и принятия решений, очевидно, остается все меньше. Чтобы достичь амбициозного соглашения в Катовице, которое будет включать в себя конкретные правила, финансовые обязательства и более жесткие обязательства по амбициям к 2020 году, страны должны серьезно поработать в ближайшие несколько месяцев.

В Бангкоке было принято решение открыть Конференцию сторон в Катовице на день раньше запланированной даты. Предполагается, что этот день будет дан переговорщикам, чтобы начать готовить окончательную форму книги правил и положить ее на стол переговоров лидеров стран.

Ольга Подосенова