Bellona Europe призывает Европарламент бороться с загрязнением воздуха с помощью экологически чистого транспорта

European Parliament Credit: European Parliament

Соорганизаторами конференции “Going Electric Towards Cleaner and Healthier Cities”, прошедшей 23 ноября, стали члены Европейского Парламента Себ Дэнс (Seb Dance) из социал-демократической партии и Кейт Тейлор (Keith Taylor) из партии зеленых.

Обсудить проблему собрались представители промышленности и гражданского общества, политики государственного и местного уровня из стран Евросоюза. Мероприятие состоялось всего через две недели после того, как Европейская Комиссия выпустила транспортный пакет, содержащий ряд ключевых законодательных предложений, которые, вероятно, определят будущее транспортного сектора в ЕС.

Конференция прошла на фоне кризиса здоровья населения Европы, вызванного загрязнением воздуха. Почти каждый день публикуются новые исследования, связывающие растущее число заболеваний и рисков для здоровья с выбросами токсикантов в атмосферу. В свою очередь, автотранспорт, работающий на традиционном топливе, считается виновным в львиной доле выбросов оксидов азота (NOx) и тонкодисперсных частиц (PM).

Bellona-Conference-1 Credit: Bellona Europa

Организаторы конференции сконцентрировались, в первую очередь, на городах. Наряду с тем, что города выбрасывают наибольшие объемы CO2 и опасных для здоровья загрязняющих веществ, они также могут сыграть главную роль в решении этой проблемы. Например, при помощи гос. закупок и продвижения электрификации общественного и личного транспорта, различного спецтранспорта, например, грузового или мусоровозов. Также важное место в этом процессе должно занять переосмысление современных транспортных и инфраструктурных потребностей. Борьба с загрязнением воздуха будет означать уход от привычной стратегии развития транспортного сектора.

Открывая дискуссию, член Европарламента Кейт Тейлор рассказала о вызывающих тревогу последствиях загрязнения атмосферного воздуха для здоровья человека, таких как, например, деменция. Решение проблемы заключается в комплексном подходе, сочетающем электрификацию с увеличением доверия к общественному транспорту и совместному использованию автомобилей. «Лучшее время для действий было несколько десятилетий назад. Второй шанс действовать – прямо сейчас», – предупреждает Тейлор.

Jonas Helseth Директор Bellona Europa Йонас Хелсет Credit: Bellona Europa

Директор Bellona Europa Йонас Хелсет (Jonas Helseth) подчеркнул важность, но вместе с тем и сложность ухода от привычной стратегии развития транспортного сектора. После скандала «дизельгейт», когда оказалось, что концерн Фольксваген продал по всему миру 11 млн дизельных автомобилей, на которые было установлено программное обеспечение, в десятки раз занижавшее количество вредных выбросов во время проведения тестов, производители автомобилей на какое-то время оставили попытки обеспечить льготный режим использования и производства дизельных двигателей. Однако с недавнего времени их усилия возобновились.

При этом делаются абсолютно необоснованные заявления об экологичности подобных двигателей. Для того чтобы доказать эту точку зрения, была предпринята попытка продвинуть синтетическое углеводородное топливо в качестве возобновляемого через проводимую сейчас реформу Директивы ЕС по возобновляемой энергетике (Renewable Energy Directive – RED). Однако автомобили, заправленные синтетическим топливом при прохождении той же дистанции, расходуют в пять раз больше электроэнергии, чем электромобили. Помимо этого синтетическому углеводородному топливу присущи все те же недостатки, что и ископаемому – выбросы CO2 и загрязняющих воздух оксидов азота (NOx) и дисперсных частиц (PM).

«Маркировка синтетического топлива как возобновляемого и включение его в позиции директивы RED представляет собой прямую угрозу внедрению электромобильности на континенте», – предупреждает Хелсет.

Другой ключевой частью законодательного регулирования является реформированная Директива об экологически чистом транспорте, которая предлагает возможность раз в десятилетие использовать эффективный инструмент для государственной закупки экологически чистого транспорта. В ближайшие месяцы в Европейском парламенте и государствах-членах ЕС будут проводиться обсуждения этого законопроекта. Однако, когда придет время внедрения требований директивы, их исполнение перейдет на уровень городов и органов местной власти.

Брюссель нуждается в более активных действиях

Далее масштаб дискуссии сузился до уровня самого города Брюсселя, где расположены государственные структуры ЕС, и который на сегодняшний день не справляется с кризисом загрязнения атмосферы. Каждый год в Бельгии около 12 000 человек преждевременно умирают из-за низкого качества воздуха. За неделю до конференции было опубликовано открытое письмо, подписанное 100 бельгийскими докторами, призывающее федеральные и региональные власти в Брюсселе действовать.

Ливин Чемин из «Брюссельской гражданской инициативы» («BRAL») рассказал о некоторых ключевых факторах, определяющих удручающие уровни загрязнения воздуха в городе. Среди них: исторически благоприятный для использования автомобилей городской ландшафт, существенные привилегии для владельцев личного автотранспорта, культура корпоративных автомобилей, небольшие инвестиции в инфраструктуру общественного транспорта и отсутствие мер для борьбы с высоким уровнем загруженности дорог.

DSC_1978 Слева направо: Джеф ван Дамм из Социалистической партии в Парламенте Брюсселя, Феликс фон Печманн, глава программы электробусов в RATP. Credit: Bellona Europa

Хотя Брюссель собирается полностью электрифицировать свой автобусный парк к 2030 году, на сегодняшний день для достижения этой цели сделано очень мало. Фактически, год назад, в ноябре 2016, Парламент Брюсселя проголосовал за ослабление природоохранного законодательства, чтобы разрешить закупку гибридных дизельных автобусов.

Представитель социалистической партии в Парламенте Брюсселя Джеф ван Дамм, опираясь на опыт своей работы в коммуне Моленбек, входящей в Брюссельский столичный округ, подчеркнул необходимость повышения информированности граждан по вышеуказанным вопросам: «хотя существует научно обоснованное понимание целесообразности, это не всегда приводит к достаточной осведомленности населения – следовательно, политики не будут давать приоритет изменениям».

Между тем, городские власти Софии – столицы беднейшей в ЕС страны – Болгарии, два месяца назад опубликовали тендер на закупку 30 полностью электрических автобусов и 12 зарядных станций. Очевидно, что внедрение электротранспорта зависит, в первую очередь, от политической воли, даже если оно сопряжено с высокими инвестиционными расходами.

Это мнение разделяет Феликс фон Печманн, глава программы электробусов в RATP – Парижском центральном управлении государственного оператора общественного транспорта. Фон Печманн рассказал о планах, а также о проблемах, связанных с достижением амбициозной цели RATP по замене 80% автобусного парка в Парижском регионе на электрические автобусы к 2025 году.

Завершил дискуссию член Европарламента Себ Дэнс, который точно сформулировал главный вывод конференции: «Сочетание электрификации и изменения образа жизни – вот что поможет нам совершить переход к устойчивой транспортной системе с нулевыми выбросами».

Bellona

info@bellona.no

Александра Кокорева