Полупобеда в Хибинах: строительство дороги через будущий нацпарк остановлено

Khibiny Umbozersky pass Умбозерский перевал и дорога, которую хотели реконструировать для транспортировки руды. Credit: Олег Суткайтис / WWF России

Статья подготовлена специально для 60 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

Несмотря на то, что парк пока не создан – согласование застряло во властных кабинетах, – как рассказывают экологи, уничтожение природы удалось остановить, используя СМИ как рупор для призывов к скорейшему его созданию. Усилиями природоохранных организаций, при поддержке многочисленных сторонников удалось изменить маршрут прокладки дороги для вывоза руды.

«Наша маленькая победа в том, что у нас начался диалог с СЗФК. Этого удалось достичь благодаря активной деятельности общественных организаций, нашим выступлениям в СМИ, при посредничестве правительства Мурманской области. Помогло вмешательство главы Минприроды России Сергея Донского после выступления в СМИ экологических организаций, которые обратили внимание министра на эту проблему», – рассказывает руководитель Баренцевоморского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Олег Суткайтис.

Директор WWF России Игорь Честин неоднократно поднимал тему Хибин на совещаниях с главой Минприроды России и губернатором Мурманской области, сотрудники Баренцевоморского отделения организовывали экспедиции и поездки с целью изучения обстановки и сбора данных. Наконец в апреле 2012 года Министерство природных ресурсов и экологии РФ поддержало инициативу WWF России ускорить процесс создания национального парка «Хибины».

Согласно компромиссному решению компания построит подземный рудник и горно-обогатительный комбинат (ГОК) прямо на месторождении «Партомчорр». ГОК будет строиться на территории малоценного молодого сосняка за пределами будущей охраняемой территории, зато в состав парка войдет часть Симбозерского заказника, которая является «родильным домом» для лосей. Обогащенная руда затем будет вывозиться по железной дороге, которую СЗФК построит на запад до станции Имандра. Дорога через Умбозерский перевал – то есть будущий нацпарк – будет также построена, но лишь для заброски строительной техники и дальнейшей передачи на баланс будущего национального парка.

«Мы сделали все, чтобы Хибины не превратились в груды промышленных отвалов. Если первым шагом стало мощное одновременное выступление в СМИ многих общественных организаций, то затем пришло время долгой и кропотливой работы. Вторым шагом стала подготовка обоснования создания парка, третьим шагом стали общественные слушания, четвертым – согласование проекта парка с федеральными и региональными органами власти и муниципалитетами», – отмечает Олег Суткайтис.

По его словам, сегодня в деле создания парка возникла очередная пауза. Экологи столкнулись с противодействием Федерального агентства по недропользованию, которое видит пользу в Хибинских горах только от добычи минералов. По мнению ведомства, создание национального парка может загубить горную промышленность области – хотя, как подчеркивает представитель WWF, все месторождения находятся за пределами границ будущего парка.

В то же время чиновники Минприроды России считают, что согласование закончится в 2016 году. Замдиректора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Всеволод Степаницкий полагает, что, несмотря на тяжелые согласования, компромисс по определению границ парка «Хибины» будет найден до конца 2016 года.

«Единого механизма лоббизма нет – работа со СМИ является одним из способов, хотя зачастую они подконтрольны региональным властям и крупным промышленным корпорациям. Но все равно нужно работать с населением, через СМИ разъяснять свою точку зрения людям, проводить совещания, выступать, привлекать ученых, экспертов, журналистов, чиновников. Нужна скоординированная информационная работа по всем направлениям», – делает вывод Олег Суткайтис.

Игорь Ермаченков