News

Лес в большом городе: две истории защиты городских и пригородных лесов

Aleksandr Zykov

Опубликовано: 16/02/2016

Автор: Игорь Яковлев

Вырубка парков и лесов – одна из самых актуальных экологических проблем для большинства городов страны. Именно с целью защитить зеленые легкие от уничтожения и создается существенная часть инициативных групп местных жителей, борющихся за благоприятную окружающую среду. Среди них – активисты из Перми и подмосковного Селятино, которым удалось отстоять в нелегкой борьбе с застройщиком Черняевский и Селятинский леса соответственно.

Статья подготовлена специально для 60 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

Черняевский лес, Пермь

Черняевский лес находится в самом центре Перми. Это один из самых крупных внутригородских лесных массивов в мире, его площадь – 685,97 га. Он защищает три района города от вредных выбросов Осенцовского промузла и выбросов транспорта. Лес имеет статус местной особо охраняемой природной территории.

В конце 2012 года у нового губернатора Пермского края Виктора Басаргина появилась идея перенести пермский зоопарк во 2-й квартал Черняевского леса. Сначала его хотели перенести на окраину Перми, для этого уже был выкуплен участок и даже разработан планировочный проект. Но прихоть главы региона – закон, точнее постановление. Краевое правительство приняло постановление, которое позволило изменять границы любого местного ООПТ. В сентябре 2014 года пермская гордума лишила 2-й квартал Черняевского леса охранного статуса.

Местные жители к такому решению оказались готовы. Еще в конце 2013 года, когда власти пытались менять генплан, в городе сформировалась Пермская зеленая коалиция. В нее вошли представители общественных организаций, студенты и преподаватели ВУЗов и просто активные горожане. «Именно такое объединение дало очень продуктивный сплав компетенций и технологий гражданского участия для защиты интересов жителей Перми», – объясняет Елена Плешкова из Пермской зеленой коалиции.

Специалисты кафедры урбанистики Пермского политехнического университета (ПНИПУ) и «Бюро городских проектов» разобрались с градостроительной документацией, кафедра биогеоценологии и охраны природы ПГНИУ провела экспертизу оснований для лишения леса статуса ООПТ и показала несостоятельность предложенных аргументов, юристы Пермской гражданской палаты опротестовывали постановление правительства в судах. Несмотря на административное давление, борьбу за лес поддерживали журналисты местных СМИ.

Как рассказывают активисты, все материалы подкреплялись научными сведениями, картами, ссылками на аргументированные источники. Защитники Черняевского леса настаивали на том, что эта часть зеленой зоны является традиционным и бесплатным местом отдыха и спортивных занятий для жителей нескольких близлежащих микрорайонов. Некоторые дома, находящиеся рядом с лесом, спроектированы таким образом, что у них практически нет дворов. Кроме того, в этой части леса проходят уроки физкультуры сразу нескольких школ и университета.

Специалисты были убеждены, что строительство зоопарка нарушит экосистему не только 2-го квартала, но и всего леса. Выделенный под зверинец участок служил буферной зоной, защищая от чрезмерного рекреационного воздействия основную часть леса. После строительства зоопарка антропогенная нагрузка сместилась бы дальше. Да и для жизни и здоровья обитателей зоопарка это место представляло опасность. Участок окружают крупнейшие автомагистрали. Приземные концентрации сразу восьми загрязняющих веществ здесь в разы превышают ПДК.

Пока шли суды, Пермская зеленая коалиция собирала подписи, проводила уличные акции, чтобы привлечь внимание жителей и обеспечить поддержку на публичных слушаниях. Вскоре весь город знал, почему от леса нельзя отрезать кусочки. Одним из самых ярких мероприятий в защиту леса стала акция «Они хотят его срубить!» – ее участники повязали на шести тысячах деревьев оранжевые ленточки.

После оглушительного провала на первых публичных слушаниях власти мобилизовали административный ресурс. На последующих слушаниях за строительство зоопарка в лесу голосовали представители территориального общественного самоуправления, работники муниципальных учреждений и предприятий «Лукойл». Учителя объясняли школьникам, как хорошо, что зоопарк будет в лесу, а представители РПЦ рассказывали, что действующий зоопарк построен на месте архиерейского кладбища.

Борьба за лес продолжалась немногим больше года. В марте 2015 года краевой суд поддержал иск жителей об отмене постановления правительства Пермского края. Чиновники подали апелляцию в Верховный Суд, но он поддержал решение нижестоящей инстанции. В конце октября городская дума Перми отменила собственное решение об изменении границ ООПТ.

Селятинский лес, Подмосковье

Поселок Селятино в Наро-Фоминском районе Московской области был основан в середине 50-х годов прошлого века. Здесь строилось жилье для работников всесоюзного треста «Гидромонтаж».

Сегодня Селятино с трех сторон граничит с дорогами – Московским малым кольцом, многополосным Киевским шоссе и железной дорогой. Четвертая грань поселка – Селятинский лес, «зеленые легкие» и излюбленное место отдыха жителей. Здесь они гуляют с детьми и собаками, летом и осенью собирают ягоды и грибы, зимой ходят на лыжах.

В начале 1990-х трест был преобразован в открытое акционерное общество. В 1992 году глава Наро-Фоминского района передал предприятию примыкающий к поселку участок леса площадью 73 га в бессрочное пользование. Спустя 20 лет трест решил им воспользоваться.

Слухи о том, что лес собираются вырубить, поползли по Селятино в 2012 году. Возникшая на волне гражданских протестов зимы 2011-2012 годов инициативная группа жителей забила тревогу. Активисты направили запросы во всевозможные инстанции и вскоре выяснили, что разрабатывается новый генеральный план городского поселения. На месте леса в документе значился новый район, по размеру и численности населения не уступающий старым кварталам поселка. Таинственным образом земли лесного фонда в генплане сменили статус и оказались пригодны для коммерческого строительства. Также под застройку отдавались несколько парков внутри поселка.

Первой под топор пошла роща в городской черте. Участок обнесли забором, начались строительные работы. В феврале 2013 года активисты заблокировали выезд техники со стройплощадки, их задержали и судили. Лидер инициативной группы Татьяна Павлова была приговорена к пяти суткам административного ареста за неповиновение полиции.

Спасти рощу не удалось, но борьба за парк помогла привлечь внимание к борьбе за лес, говорит Татьяна Павлова. Инициативная группа проводила автопробеги, собрания и митинги. С каждой новой акцией число их участников увеличивалось.

В феврале 2013 года активисты начали ежедневное пикетирование здания правительства Московской области в Красногорске – административном центре региона, находящемся в 60 километрах от Селятино. Во вторую неделю чиновники пригласили протестующих к себе. В тот же день ответственный сотрудник правительства вместе с пикетчиками отправился к главе Наро-Фоминского района Александру Баранову.

Огорошенный чиновник делал вид, что не понимает, чего от него хотят, и называл экологов провокаторами: «До леса им дела нет, они просто рвутся к власти». Эту позицию транслировали и муниципальные СМИ – телевидение и газеты.

Несмотря на травлю, инициативная группа продолжала ходить по домам и собирать подписи за сохранение леса и парков. За несколько месяцев в поселке с населением около 13 тысяч человек им удалось собрать 4 тысячи подписей.

В сентябре 2013 года в Подмосковье должны были пройти выборы главы региона. Избирательная кампания совпала с острой фазой противостояния местных властей и противников строительства в Селятинском лесу – тогда о конфликте писали все СМИ. Фаворит предвыборной гонки, временно исполняющий обязанности губернатора Андрей Воробьев в апреле приехал в Селятино и в ответ на переданные подписи жителей пообещал, что коммерческое жилье в лесу строить не будут. «Сегодня мы однозначно этот вопрос зафиксировали, проговорили, судебным решением подкрепим свою позицию – на лес никто претендовать не может», – сказал тогда Воробьев.

Еще в июне 2012 года трест «Гидромонтаж» обратился в Комитет по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского района с предложением продать переданный им участок за 2,5% его кадастровой стоимости. Жители полагают, что имел место сговор. Застройщик договорился с чиновниками, что администрация откажется от сделки, трест обжалует это решение в суде, администрация защищаться не будет, и суд обяжет район продать участок застройщику – так в результате и получилось.

Однако после команды Воробьева в дело вмешался Комитет лесного хозяйства правительства области. В апелляционной жалобе комитет указал, что спорный участок – это земли лесного фонда, по закону находящиеся в федеральной собственности. Они могут передаваться в пользование или аренду, но проданы быть не могут. Арбитражный апелляционный суд с этими доводами согласился, и решение первой инстанции отменил.

Комитет лесного хозяйства не только оспорил судебное решение о продаже леса, но и подал встречный иск – об изъятии участка из незаконного пользования. В феврале 2015 года Арбитражный суд Московского округа удовлетворил эти требования. Суд установил, что глава Наро-Фоминского района в 1992 году был не вправе передавать лес тресту, потому что не было соответствующего решения Совета народных депутатов. Таким образом, претензии треста на лес изначально были юридически необоснованными. В августе это решение подтвердил Верховный Суд.