News

«Беллона» подготовила доклад о транспортировке радиоактивных материалов

Опубликовано: 04/02/2016

Автор: Анна Киреева

«Беллона» подготовила доклад «Транспортировка радиоактивных материалов», в котором уделяет основное внимание вопросам транспортировки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. Доклад не затрагивает вопросы перевозки ядерных боеприпасов, оружейного плутония, свежих тепловыделяющих сборок и гексафторида урана.

«Необходимо понимать, что транспортировка радиоактивных материалов и изделий, их содержащих, – это важный, неизбежный и необходимый этап при их производстве,  использовании и направлении на временное хранение или захоронение. Нашей задачей было сделать обзор о том, каким образом осуществляется транспортировка радиоактивных материалов, – рассказал соавтор доклада, председатель правления ЭПЦ «Беллона» Александр Никитин.

Объемы перевозок в мире

По данным МАГАТЭ, в мире в год перевозится примерно 10-37 млн упаковок с радиоактивными материалами (РМ), в среднем около 20 млн. в год. Из этого количества 12% приходится на атомную энергетику, 23% на промышленность и 65% на медицину.

В сравнении с перевозками других опасных грузов (ОГ), это примерно 1-2% для авто, железнодорожного и морского транспорта и до 10 % для перевозок воздушным транспортом от общего объема перевозок опасных грузов на этих видах транспорта.

К опасным грузам относятся взрывчатые материалы, ядовитые вещества и т.д. Всего их насчитывается 9 классов, радиоактивные материалы относятся к 7 классу опасности.

В США ежегодно осуществляется около 2,8 млн перевозок упаковок РМ, включая 5 500 грузов радиоактивных материалов в рамках работ Министерства энергетики. Это перевозки в оборонных и исследовательских целях. Все опасные грузы составляют около 300 млн перевозок в год, или 3,1 млрд тонн в год.

Rad-transportation Обложка доклада «Транспортировка радиоактивных материалов». Автор: Алексей Щукин. Редактор: Александр Никитин.

В Великобритании перевозится около 600 000 упаковок радиоактивных материалов в год. Так, например, только в аэропорту Хитроу каждый день осуществляется 26 вылетов самолетов с радиоактивными веществами на борту.

Во Франции перевозится 940 000 упаковок РМ в год, из которых примерно 15%  – перевозки всех материалов ядерного топливного цикла, а 85% – перевозки радиоактивных материалов для других отраслей промышленности: медицины, сельского хозяйства и т.д.

В России ежегодно в режиме специальных перевозок осуществляется около 2 000 перевозок радиоактивных материалов между различными объектами атомной отрасли автомобильным и железнодорожным транспортом в рамках ядерного топливного цикла (ЯТЦ), ежедневно 6-7 железнодорожных эшелонов с грузами ЯТЦ находятся на путях. Перевозки всех опасных грузов составляют 800 млн. тонн в год.

Александр Никитин убежден, что без транспортировок радиоактивных материалов не обойтись, поэтому у общественности должны быть правдивые сведения и понятия о том, как это осуществляется, а также должен быть гражданский, общественный  контроль за этой частью обращения с радиоактивными отходами (РАО), точно также как и за другими вопросами – хранением, переработкой, захоронением и т.д.

По данным ГК «Росатом», за 70 лет перевозок радиоактивных материалов в России не произошло ни одной аварии с выходом радиоактивности. Однако не следует успокаиваться: Национальный Оператор по обращению с РАО приступил к  реализации программы строительства пунктов захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО).

«На всей огромной территории России предполагается построить около 30 ПЗРО, куда начнут свозить РАО со всех регионов, и вопрос безопасности перевозок РАО из одного региона в другой становится очень  серьезным, особенно учитывая резко возросшую террористическую угрозу», – считает Никитин.