РПЦ на экологическом посту и в молитве

pray-1.[1] Credit: pixmac.ru

В РПЦ считают, что «мир поставлен на грань глубокого экологического кризиса, когда естественная регенерация природы по своим темпам не может обойти негативного воздействия человеческой деятельности». Виной тому человеческие пороки – «неумеренность, алчность, стяжательство, бескультурье».

Церковь давно принимает участие в экологической деятельности, напоминают авторы документа, но эта деятельность нуждается в систематизации «с целью распространения уже имеющегося опыта на разные епархии, благочиния, приходы». В соответствии с этим территориальным делением предложено и разделение церковной экологической работы.

Экологическая вертикаль церкви

На первом, общецерковном, уровне церковные иерархи будут вести диалог об экологических проблемах с государством и обществом, участвовать в разработке законов, а также образовательных и воспитательных программ.

На уровне епархий (обычно сообразуются с административно-территориальным делением субъектов РФ) в числе приоритетных форм активности названо проведение субботников, молодежных акций с привлечением волонтеров, конференций и обучающих семинаров, а также мобилизация прихожан на мероприятия, организованные властью.

Благочинный уровень (часть епархии, объединяющая группу приходов) должен обеспечивать проведение мероприятий епархии и контролировать мероприятия приходов. На низовой, приходской, уровень возложены две группы задач: проведение просветительских мероприятий и экологических акций, в том числе субботников, посадок деревьев и акций по утилизации вредных отходов.

Три экологических праздника в течение одного месяца

Методические рекомендации установили ежегодный день молитвы о божием творении – первое воскресенье сентября. Этот пункт в методичке назван «одним из наиболее значимых решений в сфере общецерковной экологической деятельности».

В день молитвы иерархам церкви и священнослужителям рекомендовано посвящать свои проповеди проблемам заботы об окружающей среде.

Методические рекомендации называют еще две памятные даты, имеющие отношение к экологической работе церкви. Это день памяти святых Флора и Лавра (31 августа) – православный день ветеринара и день Изнесения Честных Древ Креста Господня (14 августа) – молебен о сохранении лесов.

Церковная экология вне политики

В методичке большое внимание уделяется взаимодействию церкви с государством и светскими экологическими организациями. Последним посвящена и заключительная глава, в которой даны «общие рекомендации по участию в частных экологических инициативах».

«Для отдельных представителей политической элиты или лиц, стремящихся войти в эту социальную категорию, экологические акции могут быть лишь инструментом общественного позиционирования и манипулирования рейтингами популярности у населения», – предупреждают в РПЦ.

Когда вопросы экологии используются как «инструмент в политической борьбе и экономической конкуренции или как способ удовлетворения корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп», церковь оставляет за собой право воздерживаться от сотрудничества в экологических и смежных проектах, говорится в документе.

Вместе с тем, «церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей, международных организаций, общественных и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на природу».

Светские экологи о религиозной экологии

Мнения опрошенных «Беллоной.ру» экологов об инициативе РПЦ разделились. Член-корреспондент РАН, лидер фракции «Зеленая Россия» партии «Яблоко» Алексей Яблоков отнесся к природоохранным начинаниям церкви положительно. Принесет ли эта работа плоды, по мнению Яблокова, зависит от многих обстоятельств, но «хуже точно не будет».

Сопредседатель российской экологической группы «Экозащита!» Владимир Сливяк напротив считает, что «на данном историческом этапе РПЦ если и окажет какое-то влияние на экологическую деятельность, то скорее это будет негативное влияние, либо никакого». Сливяк объясняет это тем, что «церковь фактически служит власти, а именно власти и есть самый анти-экологический элемент в сегодняшней России».

Игорь Яковлев