Утилизация судна Лепсе начнется в конце 2014 года

По словам руководителя проекта «Лепсе» на судоремонтном заводе «Нерпа» (г. Снежногорск, Мурманская область) Олега Ерина, задержка была связана с необходимостью получения дополнительной лицензии, дающей право на работы с плавтехбазой (ПТБ), на борту которой находится отработавшее ядерное топливо (ОЯТ). Об этом предприятие узнало в конце 2013 года, а в январе 2014 года обратилось в Ростехнадзор. Соответствующий документ был получен через 9 месяцев.

В эксклюзивном интервью Беллоне.Ру Ерин рассказал, что в связи с необходимостью получения лицензии, график работ был актуализирован.

Для начала операций с ПТБ «Лепсе» работа ведется по нескольким направлениям одновременно. В частности, для обеспечения безопасной постановки судна в плавучий док (в октябре) ведется подготовка оборудования и механизмов, проводятся необходимые мероприятия на стапель-плите, подходят к окончанию работы над металлоконструкциями, а также на стадии согласования находится контракт на утилизацию судна на стапельной плите.

Постановка на стапель-плиту

Для того, чтобы поставить судно на стапель-плиту, его нужно подготовить на плаву для перемещения в док. Далее последует потенциально-опасная операция по постановке «Лепсе» в док, затем док будет поставлен к причальной стенке, и плавтехбаза с помощью судопоезда будет перемещена на стапельную плиту для дальнейших работ.

К этому моменту стапель-плита должна быть оборудована всеми системами безопасности. По словам Ерина, работа в этом направлении активно ведется.

Уже несколько месяцев завод занимается изготовлением металлоконструкций – носовой и кормовой блок-упаковок, в которые «войдет» плавтехбаза, когда окажется на стапель-плите.
«Эти металлоконструкции весят более 1000 тонн и должны быть закончены до постановки судна. Они готовятся уже несколько месяцев», – рассказал Ерин.

Как только судно окажется на стапель плите, «Нерпа» займется обеспечением его безопасного «зимования»: необходимо будет озаботиться обогревом плавтехбазы, обеспечить дополнительную техническую и биологическую защиту на неприкрытых блок-упаковками участках, подключить системы пожарной и радиационной безопасности и т.д.

Предположительно, эти работы продлятся до декабря 2014 года.

График утилизации

Руководитель проекта считает, что в декабре судно должно быть готово к утилизации, как и комплект необходимых документов.

«Если все будет хорошо, то в декабре текущего года мы сможем приступить непосредственно к утилизации судна», – рассказал Ерин.

Предположительно, с декабря 2014 по февраль 2015 года будет производиться демонтаж оставшихся надстроек судна. Ближе к весне должна начаться разделка судна на 5 частей. Ожидается, что данный процесс займет весь 2015 год.[picture2]

«Если все будет хорошо, то в 3-м квартале 2015 года мы будем «сервировать» первую блок-упаковку – кормовую. При подтверждении финансирования от Росатома, мы переведем ее на хранение в губу Сайда», – рассказал он «Беллоне.Ру».

Носовая же блок-упаковка с ОЯТ будет ожидать «укрытия», которое должно быть построено на стапель-плите в 2015-2016 гг. Именно в нем будут производить операции по выгрузке ОЯТ из хранилища ПТБ, после чего эта упаковка пойдет в губу Сайда.

Завершиться проект по утилизации «Лепсе», по словам Ерина, должен в 2017 году, когда блок-упаковку с носовой частью «Лепсе» вывезут в губу Сайда, а ОЯТ, находящееся сейчас на «Лепсе», перевезут на ФГУП «Атомфлот», которое, в свою очередь, транспортирует его на перерабатывающий завод «Маяк».

По словам руководителя «Беллоны-Мурманск» Андрея Золоткова, нет оснований для оптимизма по поводу срока окончания работ в 2017 году, если, конечно, не идет о самом последнем месяце – декабре.

Если внимательно посмотреть «Предварительный план утилизации ПТБ «Лепсе»», который был представлен в 2010 году, то операция под названием «Разрезка корпуса судна и подготовка носового отсека к выгрузке ОЯТ» должна была начаться ровно два года назад.

Экологи: главное – безопасность

«Работы с «Лепсе» – это уникальный комплекс самых различных операций, главной из которых является выгрузка так называемого аварийного ОЯТ (отработавшие тепловыделяющие сборки), имеющего механические повреждения. Кроме того, эти работы будут проводиться в «некомфортной» радиационной обстановке, не исключены и непредвиденные ситуации. На мой взгляд, работы в хранилище ОЯТ плавтехбазы – это не «выполнение советской пятилетки в три года». Здесь более применима поговорка – семь раз отмерь, один – отрежь. При значительных дозовых нагрузках (облучении) персонала может возникнуть нехватка квалифицированных специалистов», – высказал свою озабоченность Золотков.

Он также считает необходимым провести еще одни общественные обсуждения материалов раздела по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта «Комплексная утилизация плавучей технической базы «Лепсе» перед началом потенциально-опасных работ.

«В феврале 2007 года в Снежногорске проходили такие слушания, но, сами понимаете, за семь с лишним лет многое могло измениться в технических решениях по проведению отдельных операций. Да, и проведение такого мероприятия могло бы предотвратить распространение возможных слухов или сплетен. Открытость – это современный тренд Госкорпорации «Росатом», – уверен руководитель мурманской Беллоны.

«Ленинский Комсомол» больше не помеха

Напомним, что птб «Лепсе» после многолетней стоянки в Мурманске было отбуксировано на «Нерпу» в сентябре 2012 года.[picture1]

Однако по ряду причин, связанных то с финансированием, то с огромным объемом работ по подготовке металлоконструкций, то с тем, что стапель-плита была занята первой советской атомной подводной лодкой (АПЛ) «Ленинский Комсомол», работы по проекту постоянно задерживались.

Сейчас уже принято решение о том, что АПЛ К-3 («Ленинский Комсомол») станет музеем, его готовят к спуску на воду, после чего начнутся работы по музификации.

По словам Ерина, [picture3]у «Нерпы» до января 2014 года не было утвержденного пакета документов, прошедших Госэкспертизу, с утвержденной схемой утилизации ПТБ «Лепсе». Поэтому завод не мог дать гарантии, что К-3 не будет представлять помеху плавтехбазе на стапель-плите.

«Сейчас же, после получения утвержденной схемы, мы видим, что АПЛ и ПТБ не будут мешать друг другу при проведении работ», – рассказал Ерин.

Анна Киреева

anna@bellona.ru