News

Говорим – Фукусима, подразумеваем – Кострома

Презентация исследования FlexRISK в Костроме 11 марта 2014г.
http://hawkeye100500.livejournal.com/

Опубликовано: 21/03/2014

11 марта в Костроме прошел День памяти аварии на АЭС в Японии.

Костромская школа публичной политики, общественное экологическое движение «Во имя жизни», объединения РСоЭС, «Беллона» и «Голос» провели на минувшей неделе в конференц-зале гостиничного комплекса «Волга» гражданское совещание, посвященное крупнейшей радиационной катастрофе XXI века – аварии на АЭС Фукусима-1, повлекшей большие человеческие жертвы. Специально для участия в «круглом столе» в Кострому прибыл эксперт международного объединения «Беллона», физик-ядерщик Андрей Ожаровский, а также журналист из Нидерландов Талия Веркаде.

«СК» – справка

Авария на АЭС Фукусима-1 – крупная радиационная авария (7-го уровня по шкале INES), произошедшая 11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами. Землетрясение и удар цунами вывели из строя внешние средства электроснабжения и резервные дизельные генераторы, что явилось причиной неработоспособности всех систем нормального и аварийного охлаждения и привело к расплавлению активной зоны реакторов на энергоблоках 1, 2 и 3 в первые дни развития аварии. С тех пор в мире отмечают эту трагическую дату как День Фукусимы.

Андрей Ожаровский о «мирном атоме», кажется, знает все. И это не только знания профессионала-ядерщика и опыт работы в международном эколого-правозащитном центре «Беллона». Он один из немногих, кто побывал в городке Футаба после взрывов на АЭС, беседовал с очевидцами трагедии. Г-н Ожаровский привез в Кострому фильм, в котором о страшной экологической катастрофе рассказывает бывший мэр этого небольшого японского городка. Рассказывает спокойно, без эмоций, проклятий и гнева. И от этого еще страшнее. Это интервью чиновника, который безоговорочно верил атомщикам, а получилось, что они его предали. Сегодня он говорит, что город не был готов к аварии, потому что «нас постоянно уверяли, что все абсолютно безопасно».

«Как мэр города, – рассказывает мэр города Футаба префектуры Фукусима Кацусима Идогава японским телевизионщикам, – я не был настолько готов. Город Футаба переживал финансовые трудности. Несведущие люди говорят, что мы сейчас строим из себя жертв, а раньше нас субсидировали за продвижение ядерной энергетики. Я часто интересовался вопросами ядерной безопасности у специалистов и представителей Агентства по ядерной и промышленной безопасности и ТЕПКО (компания – собственник станции – «СК»). Но они всегда уверяли, что это абсолютно безопасно и нет причин для беспокойства. Сейчас я понимаю, что мы не были полностью готовы к тому, что случилось, и ничего для этого не делали».

А далее идет подробный рассказ о том, насколько хаотично происходила эвакуация этого самого близкого к АЭС населенного пункта. Поскольку не было ни планов эвакуации, ни информации от энергетиков и от правительства Японии, ни многого другого, что могло бы спасти людей в чрезвычайной ситуации. Большинство решений мэру пришлось принимать самому, не имея для этого нужных сведений и прогнозов. По сути, все, что происходило в те дни на Фукусиме, до боли напоминает события в Чернобыле. Тогда тоже было замалчивание масштабов катастрофы, ее последствий, опасности, что усугубило ситуацию и увеличило число жертв. А та информация, которая шла, зачастую была враньем. «Точная информация, – говорит бывший мэр Футабы, – не была раскрыта в нужное время. Это преступление… У них нет права давать нам смертный приговор…»

Если даже мэр не владел информацией, что говорить о рядовых гражданах, которые не знали что предпринять, чтобы спастись. И из-за неудачно проведённой эвакуации дважды попали в зону радиоактивного заражения. Сначала в своем родном городе, когда взорвался первый реактор, а потом при эвакуации, попав под ветер со стороны идущей из поврежденных реакторов радиации. Из-за пробок на дороге из машин граждан, пытавшихся вырваться из зоны поражения, 60 км люди преодолели за девять часов, все это время получая и получая дозы облучения. Дети, которых трудно было удержать в автомобиле, выходили на обочину, «поиграть в песочке». И никто не предполагал, что тем самым они подвергают свою жизнь смертельной опасности, поскольку считалось, что радиоактивный ветер дует в другую сторону…

bodytextimage_tsen_1_1995011402_A_d0_cs137_gnd_tot_img.gif Photo: http://flexrisk.boku.ac.at/

На гражданском совещании в Костроме были показаны карта загрязнения на АЭС Фукусима-1, а также сделанные экспертами из Австрии карты возможного загрязнения радиоактивным цезием-137 в случае аварии на АЭС, расположенной на площадке в Буйском районе Костромской области. Данные исследования Flexrisk говорят о том, что если рядом с поселком Чистые Боры все же будет построена АЭС, то авария на ее реакторе может привести к необходимости эвакуации населения Костромы и Ярославля. Варианты были сделаны для различных погодных условий, и среди них есть настолько неблагоприятные, что радиация покрывает собой добрую половину Европы.

Потому от событий на Фукусиме разговор перешел к нашим экологическим проблемам. В частности, о возможном строительстве так называемой Центральной АЭС под Буем и тех негативных последствиях, которые будут иметь жители региона. Сопредседатель областного экологического движения «Во имя жизни» Тамара Добрецова напомнила историю борьбы против Костромской АЭС и призвала костромичей и сегодня сказать «нет» ядерной стройке, угрожающей нашей безопасности и жизни.

Член общественной палаты Костромы Валентина Ямщикова отметила, что нам надо сегодня добиваться проведения независимой экспертизы выбранного под строительство АЭС участка. Поскольку он находится довольно близко от прежней площадки, через которую проходил тектонический разлом почвы. «Сегодня же, – отметила г-жа Ямщикова, – мы не имеем никаких доказательств безопасности этой площадки, кроме одних фраз и уверений чиновников». А чего стоят эти уверения, нам известно и на примере Чернобыля, и на примере Фукусимы. Доказательство тому – интервью бывшего мэра города Футаба г-на Идогавы, которого и до аварии обманывало МАГАТЭ, правительство и собственники АЭС, уверяя, что станция абсолютно безопасна, и после катастрофы продолжают делать то же самое.

На гражданском совещании в Костроме были представители различных общественных организаций и партий. И один из выступающих, представившийся как член КПРФ, сказал, что, по его мнению, главный виновник трагедии Фукусимы – капитализм, который делает все, чтобы сорвать крупный куш, получить наибольшую прибыль, не думая о трудящихся. Но Андрей Ожаровский напомнил, что трагедия Чернобыля случилась в СССР – стране развитого социализма, но сценарий что там, что здесь – один в один. Даже если б атомная станция взорвалась, положим, в Северной Корее (где вроде как построен чуть ли не коммунизм), грустно пошутил г-н Ожаровский, все было бы точно так же. «Когда случается очередная авария на атомной станции, – сказал Андрей Ожаровский, – причина всегда одна и та же – «что-то пошло не так». А потом оказывается, что к эвакуации власти не готовы, правды об уровне радиации нет, а сами реакторы, которые до этого объявлялись безупречными, уязвимы и опасны».

Источник: Николаева З. Говорим – Фукусима, подразумеваем – Кострома: 11 марта в Костроме прошел День памяти аварии на АЭС в Японии // Средний класс – Кострома. 2014. 19 марта. №10 (458). С. 1.