News

Авария на «Фукусиме» продолжается

A pool photo taken during a visit of journalists to the Fukushima Daiichi plant.

Опубликовано: 11/09/2013

Автор: Игорь Ядрошников

Сегодня исполняется два с половиной года с того дня, как мощное землетрясение привело к аварии на японской АЭС. Последние события позволяют говорить о том, что эта авария продолжается и сегодня.

Главной темой последних месяцев была проблема просачивания радиоактивных грунтовых вод с АЭС в океан. Владелец станции компания ТЕРСО долгое время отрицала саму возможность такого факта, но под напором неопровержимых доказательств, вынуждена была сдаться. Сейчас компания готовится начать сооружение вокруг аварийных реакторов полуторакилометровой «ледяной стены». Для этого планируется бурить через каждый метр скважины, куда 14 холодильных установок по 400 киловатт начнут закачивать охлаждающую жидкость с температурой от -20 C до -40 C. Примерно через шесть недель должен появиться  барьер из замороженной почвы около 30 метров высотой. Проект стоит почти в 50 млрд йен (около 359 млн евро).

Между тем, АЭС продолжает заражать сотни и сотни тонн грунтовых вод. Даже по официальным данным компании ТЕРСО, за день через трещины в зданиях АЭС просачивается около 400 тонн воды, которая, проходя дальше, в конечном итоге попадает в океан. Уровень ее заражения в отдельных случаях на несколько порядков превышает установленные японскими властями нормы.

Вдобавок на станции обостряется проблема с откачанной из земли зараженной водой. В наспех сооруженных емкостях хранятся сотни тысяч тонн опасной жидкости, а сами емкости начали протекать.

На пресс-конференции 20 августа представитель ТЕРСО сообщил о серьезной протечке, в результате которой наружу вылилось около 300 тонн радиоактивной воды с содержанием стронция-90 и других радионуклидов около 80 миллионов беккерелей на литр (при норме 30 беккерелей на литр).

Несколько позже, в конце августа специалисты сообщили об утечке в пяти новых резервуарах и соединяющем их трубопроводе. Официально сообщено, что уровень радиации возле этих резервуаров составлял от 70 до 1 800 миллизивертов в час. При этом принятые в Японии нормативы запрещают подвергать работников ядерной отрасли дозе радиации более 50 миллизивертов в течение года!

По всей видимости, проблемы с протечками были вызваны желанием ТЕРСО сэкономить время и деньги. Компания выбрала для хранения радиоактивной воды не наиболее безопасные сварные емкости, а резервуары, которые собираются с помощью болтов. При этом, как сообщил представитель организации, привлеченной к производству резервуаров, они в большей степени были озабочены скоростью работы, нежели ее качеством. Теперь TEPCO вынуждена принимать меры – компания хочет начать постепенную замену сборных емкостей на сварные. По-видимому, этот процесс затянется не на один месяц.

Времени же на раскачку уже нет, так как ситуация в районе ухудшается даже по неполным и усредненным официальным данным. В доказательство можно привести два очень показательных факта. В грунтовой воде у одной из аварийных емкостей недавно определен уровень в 900 БК/л по тритию,  хотя в феврале его уровень составлял лишь 450 БК/л. В одной из дренажных канав, ведущих к побережью, отмечен уровень в 920 БК/л, хотя всего две недели назад там был уровень 520 БК/л.

Чтобы понять значение этих цифр – по российским нормативам опасный уровень такого загрязнения начинается примерно от 5 Бк/л.

Даже по прошествии двух с половиной лет после аварии японские власти так и не смогли внятно ответить, как они собираются остановить «фукусиму» и, в частности, прекратить сброс радиоактивной воды в мировой океан. Ведь эта проблема затрагивает далеко не только Японию.

К примеру, сообщают, что власти Южной Кореи уже объявили о прекращении импорта рыбы из Фукусимы и других пострадавших от радиации префектур Японии. При этом вновь констатируется закрытость японских атомщиков и политиков – корейцы отметили, что японская сторона не дает достаточной информации о развитии ситуации.
Для самой Японии продолжение сброса радиоактивной воды грозит самому существованию рыболовной отрасли. А как себе представить Японию без рыбаков?  

По данным японского правительства 40 % придонной рыбы (треска, камбала, палтус) содержит сверхнормативные концентрации радионуклидов. Содержание цезия в рыбе из района Фукусимы кардинально не уменьшается. Правительство уже запретило промышленное рыболовство в районе Фукусимы, и местные рыбаки вынуждены искать другие источники дохода.

Сегодня хочется подчеркнуть еще один характерный (не только для японских атомщиков) факт. Правительство страны не хочет брать ответственность за аварию и ликвидацию ее последствий на себя и не спешит возложить ее на кого-то еще. Точно так же ведут себя и другие «заинтересованные» ведомства и компании. По этому вопросу продолжаются вялые переговоры при участии японского ядерного регулятора NRA, министерства иностранных дел и министерства энергетики. Еще сообщается, что Генеральная прокуратура Японии решила не возбуждать судебное дело в отношение экс-премьер-министра страны Наото Кана и группы чиновников ТЕРСО, которых требовали наказать в связи с аварией на АЭС жители префектуры Фукусима.