Радиационно-опасное судно «Володарский» отправлено на утилизацию

frontpageingressimage_P1070726.JPG Photo: Anna Kireeva

Проект утилизации птб «Володарский» был разработан в 2009-2011 годах. Предварительно на плавтехбазе были проведены все необходимые для буксировки работы: дефектация (осмотр на предмет трещин и других дефектов) и ремонт штатного швартовного устройства, балластировка, нанесение сигнальных ватерлиний, монтаж буксирного устройства.

В апреле 2013 года «Володарский» прошёл докование, во время которого была выполнена дефектация корпуса судна под контролем инспектора Регистра, подтвердившая готовность плавтехбазы к разовому перегону.

Утилизация судна проходит в рамках федеральной целевой программы ядерной и радиационной безопасности России на 2008-2015 годы. Бюджет программы – 2020 миллионов рублей из федерального бюджета и 940 миллионов – из средств технической помощи. На эти деньги планируется утилизация птб «Володарский», «Лепсе», «Лотта», разработка концепции утилизации судов с ядерными энергетическими установками (ледоколов) и т.д.

К концу 2014 года Сайда-Губа должна пополниться двумя блоками – это все, что останется от плавтехбазы.

«В прошлом году мы сделали первый шаг, отправив на утилизацию судно «Лепсе». Сейчас отправляем «Володарский». В течение этого и следующего года судно будет полностью утилизировано за счёт средств из российского бюджета», – рассказал главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.

Напомним, что многолетний проект утилизации судна «Лепсе», прошедший через все российские и международные бюрократические препятствия и технические решения, «застрял» на судоремонтном заводе «Нерпа», поскольку место утилизации судна занято первой советской атомной субмариной «Ленинский Комсомол».

«Отправка «Володарского» на утилизацию свидетельствует о том, что программа утилизации судов атомно-технологического обслуживания работает. В сентябре прошлого года птб «Лепсе» было перемещено на СРЗ «Нерпа». Правда, там есть определенные проблемы с работой по проекту, но они обязательно будут решаться», – отметил руководитель Беллона-Мурманск Андрей Золотков.

По его словам, с «Володарским» все должно быть проще.
«На этом судне только твердые радиоактивные отходы, а отделение «СевРАО» в губе Сайда как раз и предназначено для обращения с ними», – уверен эколог.

Он убежден в том, что, чем меньше отслуживших свой срок радиационно-опасных судов у причалов «Атомфлота», тем лучше, поскольку такие суда в случае каких-либо происшествий или инцидентов являются потенциальными источниками радиоактивного загрязнения акватории Кольского залива и прилегающих территорий.

Справка

«Володарский» был построен в 1928 году на Балтийском судостроительном заводе. В 1966-1969 годах на Канонерском судоремонтном заводе он был переоборудован в плавучую технологическую базу (птб) для обслуживания атомных ледоколов. В 1991 году судно переведено в категорию стояночных судов с использованием для временного хранения радиоактивных отходов (РАО) и технологического оборудования, имеющего поверхностные радиоактивные загрязнения. В 1998 году была сделана его конвертация: закрыты все внешние отверстия, удалены горючие материалы. Сейчас на птб находятся радиоактивные отходы низкой и средней активности, а также радиоактивное оборудование.

Птб «Лотта»

Плавтехбаза «Лотта» должна стать третьей в ряду вспомогательных судов, которому предстоит вывод из эксплуатации и утилизация.

Лесовоз «Павлин Виноградов» был построено в 1960 году, и только в 1984 году в Мурманске был переоборудован в плавтехбазу с новым названием «Лотта». На судне размещено два хранилища для отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) общей емкостью более 4000 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС).

«Наша задача в ближайшем будущем готовить к аналогичной операции птб «Лотта». Одно из хранилищ ОЯТ на этом судне уже освобождено и готовится для размещения высокоактивных отходов. В следующем году и в начале 2015 года будет освобождено и второе хранилище. В конце августа – начале сентября у нас будет пуск в строй берегового поста загрузки топлива, что позволит в следующем году вывести из эксплуатации плавтехбазу «Лотта», – рассказал Кашка.

Только после выгрузки ОЯТ судно перестанет быть ядерно-опасным, и его можно будет готовить к утилизации – срезать подстройку, выгружать оборудование и т.д.

По словам Кашки, судно будет переведено в холодный отстой, конвертовано, полностью подготовлено, и, возможно, попадет  в следующую федеральную программу по утилизации подобно птб «Володарский».

Кроме вывода из эксплуатации и утилизации вспомогательных судов, «Атомфлот» прощается и с ледоколами.

Атомный ледокол «Россия»

Предприятие приняло решение вывести атомный ледокол «Россия» из эксплуатации, хотя ресурс еще не выработан. Комплект документов для вывода из эксплуатации уже подготовлен.

«Ледокол отработал более 134 000 часов, хотя его ресурс продлен до 150 000 часов», – рассказал Мустафа Кашка в интервью «Беллоне.ру».

Решение о выводе из эксплуатации ледокола, проработавшего в Арктике 28 лет, было принято после того, как научные эксперты высказали сомнения в возможности дальнейшей безопасной эксплуатации ядерной энергетической установки судна.

По словам Кашки, во время работы ледокола случались технические отказы основного оборудования (течи парогенераторов).

«Мы готовимся к выгрузке ядерного топлива, которая будет осуществлена в течение августа. Будут удалены все радиоактивные отходы, и ледокол будет переведен в холодный отстой», – рассказал он.

Компанию «России» составят ранее выведенные из эксплуатации атомоходы «Арктика» и «Сибирь».

Анна Киреева

anna@bellona.ru