От произвола чиновников страдают природа и люди

Совместная антикоррупционная приемная Экологического правозащитного центра (ЭПЦ) «Беллона» и Центра антикоррупционных исследований «Трансперенси интернешнл – Р» ежедневно работает с обращениями граждан, пострадавших от некомпетентности, а то и произвола чиновников. 

Горячая точка – вопросы землепользования

Согласно Закону РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городских и сельских поселений наделены значительными полномочиями по решению вопросов местного значения. Так, муниципальные депутаты Ленобласти, в частности, имеют полномочия на утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение планировки территории, выдачу разрешений на строительство, резервирование земель (п. 20 ст. 14). Именно вопросы землепользования и порождают больше всего жалоб, с которыми жители Ленобласти обращаются в приемную «Беллоны».

Чиновники игнорируют мнение местных жителей

В Куйвозовском сельском поселении Всеволожского района жители выступают против принятия Генерального плана по застройке восточного берега Лемболовского озера у деревни Васкелово. 38 га лесных земель переводят из лесного фонда в земли «поселений для рекреационных целей», и берег уже частично застроен коттеджами коммерческих организаций. 28 марта 2012 года было принято Распоряжение Правительства Ленинградской области № 139­р о включении спорного участка в границы деревни Васкелово.

Поселок Стеклянный, расположенный во Всеволожском же районе, из-за действий муниципальных властей скоро станет «плацдармом» для масштабного промышленного строительства: здесь появятся новый завод по производству пластмассовых труб, завод железобетонных изделий, а также будет расширен действующий завод ОАО «Геогидротехника». Надо заметить, что завод ОАО «Геогидротехника» расположен не более чем в 30 метрах от жилой застройки, тогда как по нормам СанПин расстояние от жилой застройки должно быть не менее 300 метров.

В обоих случаях – грубые нарушения законодательства и прав жителей, а также тотальное игнорирование требований граждан. Так, в населенных пунктах были проведены публичные слушания, в ходе которых жители высказали ряд замечаний к проектам. Однако подавляющее большинство замечаний не было учтено  и  указано в протоколе.

Между тем ст. 24 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) гласит, что подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с учетом результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Но в законодательстве есть «удобный» пробел: порядок проведения слушаний (п. 2 ст. 28 ГрК РФ) относится к компетенции органов местного самоуправления и определяется уставом муниципалитета и его нормативными актами. Это значит, что устанавливаемые на местном уровне порядки могут не соответствовать кодексу. На практике это ведет к игнорированию общественного мнения и сугубо формальному информированию граждан о грядущих изменениях.

Антикоррупционная приемная направила ряд запросов по данным нарушениям: генеральному прокурору РФ, губернатору Ленинградской области, в органы местного самоуправления Всеволожского района и в управление Росреестра. После длительной переписки с жителями и нашей приемной Комитет по архитектуре и градостроительству Ленобласти признал необходимость проведения повторных публичных слушаний. Также получен отказ Рослесхоза в согласовании этого проекта ввиду существенных нарушений в результате застройки земель лесного фонда.

Власти «забыли» о памятнике культуры?

В Колтушском сельском поселении Всеволожского района жители жалуются на нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия. Местные депутаты меняют планировку территории участка площадью 40 га, который находится в буферной зоне объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО – «Научный городок врача­физиолога И. П. Павлова». На этой территории планируется постройка новой коттеджной зоны. 28 мая 2012 года состоялись публичные слушания, в ходе которых жители активно возражали против застройки. Однако протокол публичных слушаний сообщает, что все присутствующие были согласны с проектом.

Чиновниками, злоупотребляющими своими полномочиями, должна заниматься прокуратура. Именно в прокуратуру следует писать заявления о привлечении их к ответственности (ст. 285 УК РФ).

В схемах новой планировки территории отсутствует информация о том, что научный городок является объектом культурного наследия, несмотря на то, что местной администрации не раз направлялись предписания Департамента охраны объектов культурного наследия Ленинградской области о недопустимости застройки этой территории без утвержденного проекта зон охраны. Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленобласти также выявлено данное нарушение п. 6 (абз. 3) ст. 19 ГрК РФ, поскольку при планировке территории не учтены объекты культурного наследия.

Градостроительные решения, затрагивающие объекты культурного наследия, памятники природы и другие ООПТ, находятся в ведении Росохранкультуры, комитетов по культуре и Росприроднадзора. В случае таких нарушений следует обращаться с жалобами в подразделения этих комитетов. Что и было сделано.

Однако запросы губернатору области, в Комитет по архитектуре и градостроительству Ленобласти и Министерство культуры РФ уже почти два месяца остаются без ответа. Это является нарушением прав заявителя на получение ответа в 30­-дневный срок согласно ст. 12 Федерального закона РФ № 59­ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации». Следующий законный шаг в такой ситуации – обращение в прокуратуру в порядке ст. 21 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Депутаты решили засыпать водоем

Из того же Всеволожского района поступил еще один важный запрос. Жители Свердловского городского поселения обеспокоены тем, что у местных депутатов появились, что называется, свои виды на естественный водоем в двухстах метрах от Невы. Водоем просто обнесли забором и начали засыпать, не то что без проведения публичных слушаний, но даже не установив информационный стенд.

Обратившись в администрацию, жители ничего не добились – глава администрации не представил разрешений и не дал внятных комментариев по этому поводу. Окольными путями активные жители выяснили, что территория водоема оформлена на некоего предпринимателя. Была отправлена жалоба в районную прокуратуру, но безуспешно.

Между тем история с водоемом противоречит действующему земельному и градостроительному законодательству. Такие деяния по ст. 330 УК РФ квалифицируются как самоуправство: ситуация должна быть рассмотрена и разрешена районным Управлением внутренних дел. Юристами приемной ЭПЦ «Беллона» были направлены запросы в прокуратуру Ленинградской области, Управление Росприроднадзора и главе местной администрации. Мы намерены требовать возбуждения уголовного дела.

Объединиться против произвола

Как показывает практика, в большинстве случаев привлечь коррумпированных чиновников или иных лиц к ответственности возможно только в суде. Рассчитывать на адекватную реакцию исполнительных и надзорных органов, тем более, на основании только жалобы или заявления, не стоит: коррупция в Ленобласти достигла внушительных масштабов. Этому способствуют богатые природные ресурсы и никем не ограничиваемые чиновничьи полномочия.

Учитывая несовершенство законодательства и изворотливость мошенников во власти, мы можем порекомендовать гражданам, в сущности, одно – объединяться в инициативные группы и не отступая обращаться с жалобами и заявлениями в суды, надзорные органы и вышестоящие инстанции, вплоть до губернатора области, Министерства регионального развития и президента РФ.

Артём Алексеев