В проекте «Лепсе» по-прежнему больше бумаги, чем реальных дел

Первый вопрос, который рассматривался на заседании, это утилизация плавтехбазы «Лепсе». Об этом судне написано немало статей, а сам проект длится более 17 лет. Плавтехбаза (ПТБ) является ядерно- и радиационноопасным объектом, так как в своем составе имеет хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в неудовлетворительном состоянии, много радиоактивно загрязненного оборудования и помещений, а также радиоактивные отходы (РАО).  На настоящий момент утилизацию ПТБ «Лепсе» можно разделить на три этапа:

— подготовка и транспортировка судна на судоремонтный завод (СРЗ) «Нерпа»;
— постановка на стапельную плиту судоремонтного завода, разделка судна на блоки и выгрузка ОЯТ с последующей его отправкой на ФГУП «ПО «Маяк» (Челябинская область) на переработку;  
— формирование отсека для длительного хранения в губе Сайда.

— Могу казать, что контракт на международную поддержку группы управления проектом уже заключён, — сообщил руководитель группы управления международного сотрудничества Федерального центра ядерной и радиационной безопасности (ФГУП «ФЦЯРБ») Михаил Репин. — Так же заключён контракт на разработку проекта выгрузки из судна ОЯТ, а также два контракта на подготовку судна к выгрузке и транспортировке».

Согласно требованиям грантового исполнительного соглашения с Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР), выбран международный консультант — британская компания  «Nuvia Limited», что должно обеспечить выполнение работ в соответствие с международными стандартами и технологиями.

Сейчас разрабатывается проект транспортировки судна от причала Атомфлота на противоположный берег Кольского залива, в бухту Кут — акваторию судоремонтного завода «Нерпа». Решено, «Лепсе» будет перемещено туда с помощью буксиров, а вся операция не должна превысить пяти часов. Кольский залив — достаточно спокойное место для буксировки, плавтехбаза находится в удовлетворительном состоянии, поэтому переход должен быть безопасным. Другие предложения транспортировки (в доке, с помощью понтонов, или на специальном погружном судне) признаны нецелесообразными.

— Планируется, что в третьем квартале 2012 года судно уже будет переведено на СРЗ «Нерпа», — отметил Михаил Репин. — А ещё через год, мы надеемся, будет начата утилизация и выгрузка ОЯТ. Всего должно уйти не больше 2 лет».

Так же было заявлено, что в самой утилизации нет ничего очень сложного. Специалисты «Нерпы» и других предприятий «Звёздочки» справлялись и не с такими заказами.

Однако пока главный спонсор мероприятия — ЕБРР не даёт гарантии его финансирования. Его доля в этом проекте — 938 миллионов рублей, ещё 320 миллионов добавляет правительство России.

Но банкиры пока выжидают, выдав 50 миллионов рублей на первоначальную подготовку. Она началась в 2008 году в виде работы с документами, различных экспертиз, обследования состояния судна и так далее. Также  с «Лепсе» выгружаются и будут выгружаться радиоактивные отходы различной активности, которые будут мешать в процессе утилизации. Их количество только в хранилище оценивается в 50 куб. метров. Самая главная и опасная начинка «Лепсе» — 639 отработавшие тепловыделяющие сборки (ОТВС) имеют значительные дефекты, часть из них имеют механические повреждения, и никто сегодня не может с уверенностью заявить, что выгрузка ОТВС пойдет «как по маслу». Вполне вероятны частичные разрушения этих конструкций при выгрузке.

Эта проблема является самой главной, но пока проектанты и разработчики оборудования не вникают в подробности этого технологического процесса. Известно, ОАО в «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород) разрабатываются и изготавливаются специальные манипуляторы, а также стенд-имитатор для отработки технологии и обучения персонала.

— Прошел год, как Вячеслав Рукша высказал смелое предположение, что «Лепсе» может к концу 2011 года оказаться на СРЗ «Нерпа» Как видим, этого не случилось, а представители столичных подразделений «Росатома» в очередной раз рассказали о своих планах по будущим работам, только картинки в презентациях изменились, — комментирует эту часть заседания Андрей Золотков, руководитель МРОЭО «Беллона-Мурманск. — Не думаю, что «Атомфлот» удовлетворен этим вялотекущим процессом. Создается впечатление, что в руководстве «Росатома» многих чиновников очень устраивает череда семинаров, конференций, рабочих встреч и прочее. Посмотрите, как вырос список судов, ожидающих утилизации — к «Лепсе» и «Володарскому» добавились «Арктика» и «Сибирь», скоро настанет очередь «Лотты». Действующее и рабочее предприятие не должно быть местом отстоя судов, выведенных из эксплуатации — это лишняя нагрузка, это всегда непредвиденные расходы и дополнительные работы. У «Атомфлота» совершенно другие задачи.

Другим вопросом в повестке дня этого заседания была “Концепция утилизации судов атомного ледокольного флота”, что подразумевает и суда атомно-технологического обеспечения (АТО). По этому вопросу общественники узнали мало чего нового.

Так, согласно плану предприятия, сначала отправится на разделку плавтехбаза «Володарский» — уже в следующем году. Сейчас разрабатывается соответствующий проект. Следующими в очереди «на иголки» стоят атомоходы «Сибирь» и «Арктика». Причем стоят буквально — друг за дружкой, у специального плавучего «отстойного» причала. ОЯТ из реакторов давно выгружено, оборудование, аппаратура и другие «годные для хозяйства» предметы или удалены, или готовятся к удалению.

Утилизация атомных ледоколов намечена на 2016 и 2018 годы соответственно. Далее должен быть выведен из эксплуатации пока ещё действующий «Таймыр», а за ним «Россия», «Вайгач», «Советский Союз», плавтехбазы «Лотта», «Серебрянка» и «Имандра» – по своему графику. Заниматься этими работами могут как наши судоремонтные заводы, так и архангельские. Всё, что имеет радиоактивные загрязнения, будет удалено, реакторные отсеки будут вырезаны и поставлены на длительное хранение в губе Сайда, где для них давно запланированы места. А «чистые» части судов разрежут, и они станут металлоломом. «Атомфлот» уже получил право распоряжаться средствами, вырученными от продажи металла. Стоимость разделки одного атомохода может составить порядка 2-х миллиардов рублей, и они должны выделяться из госбюджета.

Предполагается, по времени разделка может занять не менее 2-х лет.

Также Общественный совет в очередной раз узнал о том, как на предприятии обращаются с ОЯТ и РАО. Здесь тоже прозвучали ранее озвученные факты — работы ведутся по планам, рассчитанным до 2015-20 г.г. В доказательство хозяева показали строящийся береговой пункт загрузки транспортных контейнеров. В этом основательном и массивном сооружении будут загружать чехлы с ОЯТ и потом отправлять по железной дороге на ФГУП «ПО «Маяк». В настоящее время эта операция проводится на ПТБ «Лотта», а её как мы уже отмечали, скоро отправят на утилизацию.

— Я отработал в службе радиационной безопасности на атомных ледоколах и судах АТО более 35 лет и знаком с подробностями многих технологически операций, — говорит Андрей Золотков. — Как таковой «концепции» мы не увидели, нам продемонстрировали так называемую «дорожную карту» — когда и с каким объектом наступит время работ. Определенно, разделка атомных ледоколов не будет производиться на территории «Атомфлота» – здесь нет для этого достаточных площадей и оборудования. Все-таки атомоходы отличаются от атомных подводных лодок и размерами, и корпусом, поэтому, естественно, технология утилизации будет иметь свои особенности — вот обо этом хотелось услышать.

— Воспользуюсь случаем и выскажу несколько пожеланий — продолжает Андрей Золотков. Хотелось бы, чтобы сайт «Атомфлота» повысил свою информативность и оперативность, например, можно его дополнить информацией о дислокации судов, давать тексты интервью руководителей предприятия «по случаю и без», поставить в свободный доступ актуальные презентации.  Последний пример — по поводу ввода в эксплуатацию «Советского Союза» — была совершенно противоречивая информация в Мурманске и в Москве. С 2009 года не обновляется на сайте раздел «Закупки», а глава «Росатома» постоянно и настойчиво упоминает о прозрачности и огромной экономии в этом направлении.

Члены Общественного совета отметили доброжелательность и открытость представителей «Атомфлота» и других участников совещания. Правда, само мероприятие больше напоминало ознакомительно-экскурсионный тур на «Атомфлот», какой-либо «совещательности с общественностью» не наблюдалось. Журналисты делали свои новостные сюжеты, общественность задала пару-тройку вопросов, вот, пожалуй, и все по процедуре ведения.

Организатор совещания, секретарь Общественного совета Сергей Жаворонкин, забыл даже представить участников совещания со стороны его «совета».

Так что есть большой вопрос — а был ли сам так называемый «совет»?

Алексей Павлов