News

Елена Кобец: «Пора проводить более действенную политику». Россия по-прежнему не защищена от лесных пожаров

Опубликовано: 27/05/2011

Автор: Дмитрий Верхотуров

Россия вошла в новый пожароопасный период – в регионах вновь возникли обширные лесные пожары. Будет ли ситуация с ними в этом году столь же тяжелой, как летом 2010 года? Какие меры нужно срочно предпринять?

По мнению руководителя Лесной программы Гринпис России Алексея Ярошенко, с прошлого года были сделаны определенные выводы и к началу этого сезона лесных пожаров были предприняты определенные действия. В первую очередь, с осени 2010 по весну 2011 года внесены поправки в законодательство: «В частности, в Лесной кодекс были внесены поправки, скорректировавшие около 40% данного документа», – говорит Ярошенко. – Почти все они были связаны с охраной лесов».

Однако дело лесоохраны эти поправки не продвинули ни на шаг. «Они инициировали организацию внутриведомственного бумагооборота, усилили работу бюрократической машины, – продолжает Алексей Ярошенко. – При этом произошло резкое увеличение числа совещаний, комиссий, проверок, отписок. Работники леса, по сути, превратились в писарей».

Одновременно новая редакция закона возложила на поредевшую армию работников лесов еще и задачу охраны лесов. По словам Ярошенко, в 2000 году работников леса было 100 тысяч человек, из них – 70 тысяч лесников. В настоящий момент всех вместе – 16 тысяч человек.

«Проблема в тотальном непрофессионализме», – подчеркнул Алексей Ярошенко. За 10 лет Лесной кодекс правили 25 раз, то есть лесные хозяйства начинали пожароопасный сезон с одним законом, заканчивали с другим, а сдавали годовую отчетность по третьему закону. Нынешними поправками эта «традиция» была продолжена.

Ярошенко отметил, что 6 мая 2011 года был принят закон о добровольной пожарной охране, против которого экологи боролись всеми силами. Этот закон поставил почти непреодолимые препятствия для формирования добровольных пожарных дружин, в частности, сделал эту деятельность лицензируемой. «Теперь небольшие населенные пункты не имеют права законным образом создать свои дружины» – заключил Ярошенко. То есть новое законодательство в случаях лесных пожаров, подступающих к деревням, обрекает жителей на гибель.

Предпринятые меры предусматривают и увеличение финансирования, и выделение по 5 млрд. рублей в год регионам в течение трех лет на приобретение техники. Однако подготовленная программа не предусматривает закупки авиации и легкого оборудования, предназначенного для тушения пожаров на ранних стадиях. Это сегодня главная проблема: «Не удается обнаружить и потушить пожары на ранних стадиях. Приходится бороться с крупными пожарами, а сегодня более 90 тысяч гектаров охвачено огнем», – заявил руководитель пресс-службы Рослесхоза Владимир Дмитриев. Вместе с тем, по неофициальным данным Гринпис России, на всю страну в «Авиалесоохране» имеется всего лишь 30 единиц самолетов, пригодных к вылету. Другими словами, программа закупки техники, по сути, не предусматривает усиления возможностей по обнаружению и тушению пожаров на ранних стадиях. Лесоохрана готовится к масштабным лесным пожарам, как и в прошлом году.

По словам Ярошенко, это полбеды, поскольку выделение средств предусматривало принцип софинансирования закупки техники из региональных бюджетов. В результате примерно треть регионов не смогли получить средства на новую противопожарную технику – их бюджеты оказались нищими. Получается, государство обрекает дотанционщиков на верную гибель?

Самая большая опасность этого года, как в и прошлом году, состоит в сокрытии информации о начавшихся лесных и торфяных пожарах: «За непредоставление информации никто не понес ответственности. Информация о пожарах сильно искажается –, как о лесных, так и о торфяных пожарах», – считает Алексей Ярошенко. По его словам, в Подмосковье уже сейчас – около 10 торфяных пожаров, в том числе 6 – в Московской области, но МЧС из них «признало» всего один. «Они пытаются их отрицать, иногда даже в хамской форме», – подчеркнул Ярошенко и добавил: «Действующих пожаров уже достаточно, чтобы в Москве было такое же задымление, как и в прошлом году».

В целом, несмотря на предпринятые меры и очередные поправки к закону, ситуация с лесными пожарами как была, так и осталась напряженной. Не удалось ликвидировать основные причины, которые привели к катастрофическим пожарам 2010 года. Если погода будет такая же сухая и жаркая, как в прошлом году, то больших пожаров и сильного задымления не избежать.

 

Ситуацию с пожарами в России комментирует Елена Кобец, руководитель экспертного проекта «Изменение климата и загрязнение Арктики» Экологического Правозащитного Центра «Беллона»: «Прогнозы экологов, сделанные осенью прошлого года на пресс-конференции в РИА Новости во время презентации «Заключения Общественной комиссии по расследованию причин и последствий природных пожаров в России в 2010 году», что ситуация с пожарами 2011 года может бы более серьезной, к сожалению, сбываются. По сообщению МЧС от 23 мая 2011 года (источник – РИА):

«Площадь природных пожаров, бушующих на территории России, превысила показатель аналогичного периода 2010 года почти в два раза и составляет сейчас более 100 тысяч гектаров, сообщает в понедельник МЧС РФ.

«Всего с начала пожароопасного периода 2011 года на территории России возникло 8,56 тысячи очагов природных пожаров (в 2010 году8,83 тысячи) на общей площади 296,45 тысячи гектаров (в прошлом году149,97 тысячи гектаров, увеличение в 1,9 раза)»,говорится в сообщении.

Наиболее сложная обстановка с пожарами складывается в Якутии, Амурской области, Красноярском крае и Ханты-Мансийском автономном округе.

По данным ведомства, пожарная обстановка может осложниться в Якутии, Бурятии, Туве, Хабаровском, Забайкальском, Красноярском, Алтайском краях, Амурской, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Томской, Курганской и Ярославской областях».

 

Хотя на первый взгляд, ответственные ведомства что-то делают на местах, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Практически во всех регионах и во всех муниципальных образованиях еще до схода снега прошли очень строгие проверки на предмет готовности местных отделов МЧС к пожароопасному периоду. Кажется все организации, в том числе и сельскохозяйственные, получили грозные предупреждения от местных прокуратур об ответственности за невыполнения правил противопожарной безопасности на природных территориях. Директора некоторых сельских хозяйств, с которыми общались сотрудники «Беллоны», сообщили, что до этого года таких бумаг они не получали и что это в какой-то мере должно помочь уменьшению пожаров. Но в реальности мы видим другую картину. В чем же дело? Может быть, одной рассылки бумаг и контрольных проверок недостаточно сейчас, когда в течение нескольких лет шло разрушение системы лесоохраны? Может пора проводить более действенную политику, особенно в той области, где можно что-то сделать в кратчайшие сроки. Прежде всего, это прекратить сжигание сухой травы и растительных остатков на полях весной, очищать заросшие поля от растительности. Именно они увеличивают количество больших лесных пожаров. А прокуратурам, кроме рассылки предупреждений, пора приступить к применению санкций за нарушения, ведь опять по весне горели наши поля на Урале, в Центральной России, на Алтае и многих других регионах. Да и пора уже пересмотреть размер самих штрафных санкций. Штрафные санкции должны быть соразмерны с нанесенным экономическим ущербом и нарушителям должно быть выгодно искать альтернативные пути, а не сжигать.