Автострада Москва–Петербург погубит Химкинский лес

ingressimage_khimki-les.jpg Photo: iluna_wolf@livejournal.com

16 сентября состоялись слушания в Общественной палате, где, впрочем, не было принято никакого решения, но было заявлено о необходимости проведения экологических и экономических экспертиз проекта. При этом глава Минтранса Игорь Левитин и замглавы Минприроды Игорь Майданов высказались за строительство трассы через Химкинский лес. Министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что не видит причин отказываться от принятого ранее проекта строительства дороги, заявив, что все сделано в соответствии с законом. В свою очередь Майданов заявил, что существующий проект в меньшей степени, чем другие, наносит вред природе.

Представители «Росавтодора» предложили решить проблему с вырубкой леса созданием природоохранной зоны в районе Молжаниново. На слушаниях в Общественной палате глава ведомства Анатолий Чабунин сообщил, что по согласованию с Минприроды «Росавтодор» готов высадить лес на площади 170 га в районе Лосиного острова и 500 га в районе Молжаниново. Кроме того, ведомство предложит Минприроды превратить массив в районе Молжаниново в зону особого статуса, исключающего использования в коммерческих целях – таким образом, будет создана защитная зеленая зона Химок с невозможностью застройки в этом районе. В то же время, по его словам, отказ от утвержденного проекта создаст много сложностей. Расторжение концессионного соглашения на сумму 30 млрд рублей с инвесторами ухудшит инвестиционный климат и при отсутствии инвесторов новая дорога будет строиться только за счет бюджета. При этом такое положение дел приведет к сокращению дорожного строительства в других регионах страны.

Оппоненты строительства – Евгения Чирикова, Вячеслав Глазычев, Михаил Блинкин и другие – говорили, что проблема, во имя которой хотят проводить трассу через лес, может быть решена простым расширением Ленинградского шоссе на расстояние 5 километров в районе Химок, между тем этот вариант почему-то даже не рассматривается, хотя он самый быстрый и самый дешевый. А по мнению члена Общественной палаты Бориса Альтшулера, трасса – это лишь первый шаг, лишь предлог для полного захвата территории Химкинского леса для коммерческого ее использования, причем захвата за бесценок (кадастровая стоимость гектара этого леса – 4310 рублей, рыночная в 10-15 тысяч раз больше). Более того, говорят, что все транспортные проблемы Химок и доступа в Шереметьево создаются искусственно с единственной целью протолкнуть вариант трассы через столь желанный Химкинский лес.

И последняя новость: премьер-министр России Владимир Путин сказал на Сочинском экономическом форуме, что готов продолжать дискуссию о маршруте строительства трассы из Москвы в Петербург, пролегающую согласно проекту через Химкинский лес. «Мы продолжим с общественностью обсуждать окончательный вариант развития этого проекта», – сказал Путин, отвечая на вопросы участников форума.

Что дальше – сказать трудно. Но очевидно, что активная борьба экологов и происходящая вокруг, казалось бы, локальной проблемы консолидация самых разных общественных групп, политиков, деятелей культуры и науки – пример того, как гражданское общество учится защищать свои права. И добивается изменения ситуации, которая изначально кажется безнадежной.

статья опубликована в №5(39) журнала “Экология и право”

статья опубликована в №5(39) журнала “Экология и право”

Борис Вишневский