News

Позиция Российского Социально-Экологического Союза по вопросам изменения климата и энергетической политики

global warming, climate changing, greenland, ice
Sergey Veretelnik

Опубликовано: 14/01/2009

Принята 11 ноября 2008 г. на Конференции РСоЭС "Участие общественности в развитии национальной политики в области климата и энергетики"

Позиция Российского Социально-Экологического Союза (РСоЭС) в области климата и энергетики является объединительной платформой и руководством к действию в области изменения климата и энергетической политики для организаций — членов РСоЭС и других общественных организаций.

РСоЭС считает, что ситуация, связанная с изменением климата и его последствиями, как на глобальном уровне, так и в масштабах страны и ее отдельных районов, требует безотлагательных и системных действий на уровне Правительства России, субъектов Федерации, муниципальных образований при участии общественных организаций, бизнеса и отдельных граждан. Вопросы изменения климата и развития энергетики взаимосвязаны и требуют согласованных политических решений и действий на всех уровнях.

bodytextimage_soes.gif

Изменение климата является одной из острейших социально-экологических проблем современности. Проявления и последствия изменения климата для Росси, включая таяние льдов в арктической зоне, таяние вечной мерзлоты, смещение климатически благоприятных условий в зоны рискованного земледелия и снижение урожайности, увеличение числа и интенсивности опасных погодных явлений, социальная миграция, миграция животных и микроорганизмов, и многие другие, недостаточно изучены и оценены. Ущерб от климатических изменений может быть катастрофичен для экономики и населения как РФ, так и всего мира, если не будут приняты необходимые меры по снижению выбросов парниковых газов.

Чтобы удержать глобальное потепление на уровне не более +2оС, страны с развитой экономикой (страны приложения I Киотского Протокола) должны снизить выбросы не менее чем на 25-40 процентов к 2020 году и на 50-80 процентов к 2050 году.

Cледует осознавать особую значимость и ответственность России в вопросе снижения выбросов парниковых газов по следующим причинам:

  • Россия исторически является одним из крупнейших эмитентов парниковых газов, и в данное время находится на третьем месте в мире по объему выбросов СО2; — Выбросы парниковых газов на душу населения в России также находятся на относительно высоком уровне;
  • Позиция России на международных переговорах по вопросу изменения климата имеет большое символическое значение для стран с переходной экономикой.

Наиболее эффективными мерами в решении проблемы изменения климата в сфере энергетики, по мнению РСоЭС, является внедрение возобновляемых источников энергии, а также энергосберегающих и энергоэффективных технологий.

Сегодня в энергетическом балансе России преобладают углеводородные источники энергии. Этот фактор наряду с низкой энергоэффективность и высокими энергозатратами во всех секторах экономики приводят к усилению антропогенного вклада в парниковый эффект и неблагоприятным социальным и экологическим последствиям. Атомная энергетика, на международном уровне официально признанная не соответствующей критериям устойчивого развития, в России ошибочно рассматривается как "чистая" энергетика, перспективная для снижения эмиссии парниковых газов и как гарантия энергетической безопасности, несмотря на нерешенные проблемы ядерных отходов, высокую степень субсидирования, опасность радиационных катастроф.

Между тем в стране имеются огромные ресурсы и положительный опыт внедрения возобновляемых источников энергии в различных регионах, оценка потенциала энергосбережения в России составляет не менее 40%.

Опыт реализации Киотского Протокола в России, в частности, ряд Проектов совместного осуществления (ПСО), показывает, что меры снижения эмиссии парниковых газов за счет энергобережения, энергоэффективности и замещения углеводородных источников энергии возобновляемыми могут давать положительный эффект для окружающей среды, общества и быть экономически эффективными. В то же время, механизм торговли квотами в рамках Статьи 17 Киотского протокола не дает реального улучшения ситуации с точки зрения снижения антропогенной нагрузки на климат. Перспективным в этом отношении могло бы стать введение в России схемы целевых зеленых инвестиций, которая предусматривает направление вырученных от прямой продажи квот средств на реализацию экологических проектов

К сожалению, "Энергетическая стратегия России", включающая развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ), не содержит целевых показателей замещения углеводородных источников энергии возобновляемыми. Государственные меры поддержки использования ВИЭ, соответствующая законодательная база и существующая налоговая система не благоприятствуют развитию рынка "зеленой энергии". Реальные действия по внедрению энергоэффективности и снижению энергоемкости единицы ВВП также до настоящего времени практически отсутствуют.

В последнее время государственная политика начала медленно разворачиваться в сторону устойчивой энергетики. Принят Указ Президента РФ от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". Появилось Постановление Правительства РФ от 3 июня 2008 г. N 426 "О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии", утверждены и с 1 октября 2008 г. Вступили в силу "Правила квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии". В то же время, механизм торговли квотами в рамках Статьи 17 Киотского протокола не дает реального улучшения ситуации с точки зрения снижения антропогенной нагрузки на климат. Перспективным в этом отношении могло бы стать введение в России схемы целевых зеленых инвестиций, которая предусматривает направление вырученных от прямой продажи квот средств на реализацию экологических проектов.

Однако вопросы энергоэффективности и изменения климата не рассматриваются в России комплексно. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации отсутствуют меры, направленные на смягчение последствий изменения климата и адаптации. При этом неэффективным пока остается межведомственное сотрудничество в области решения проблемы изменения климата и энергоэффективности. Все ще не принят подготовленный уже много лет назад новый Федеральный Закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", на основании которого должны быть разработаны региональные нормативные документы и сформированы долгосрочные целевые программы. До сих пор не принято ни одного нормативно-правового акта, обеспечивающего регулирование выбросов или стоков парниковых газов в том или ином секторе российской экономики или предусматривающего разработку и принятие соответствующих мер по адаптации к изменению климата. РСоЭС видит миссию общественных организаций в содействии развитию возобновляемых источников энергии, энергосбережения и энергоэффективности; в поддержке соответствующей законодательной базы и лоббировании принятия новой энергетической стратегии России, включающей развитие возобновляемых источников энергии с целевыми показателями замещения углеводородных источников энергии возобновляемыми; в содействии внедрению налоговой системы благоприятствующей развитию рынка "зеленой энергии".

Для эффективного изменения ситуации РСоЭС считает необходимым следующее:

В области диалога с населением и формирования общественного мнения:

  1. Развитие постоянного диалога общественных организаций с государственными органами власти, научным сообществом и представителями бизнеса по вопросам развития устойчивой энергетики, снижения негативного влияния энергетики на климат, социально-экономической адаптации к глобальному изменению климата.
  2. Создание в РФ механизмов согласования и учета мнений и позиций всех заинтересованных сторон в принятии решений в области:
    • Стратегии развития энергетики в России в целом.
    • Реализации и оценки эффективности программ адаптации к изменению климата.
    • Мониторинга социально-экологических последствий деятельности в области энергетики и выполнения компенсационных и реабилитационных мер.
    • Планирования, деятельности и вывода из эксплуатации энергетических объектов.
  3. Информационный обмен по вопросам изменения климата, устойчивой энергетики и необходимых действий в этой области.

В области законодательства:

  1. Разработка законодательной базы и федеральных целевых программ в области климата и энергетики, направленных на снижение выбросов парниковых газов и предотвращение изменения климата и его последствий за счет приоритетного развития устойчивой энергетики: возобновляемых источников энергии, энергоэффективности и энергосбережения, а также прогнозирования и планирования мер по адаптации.
  2. Создание и реализация краткосрочных и долгосрочных планов по развитию возобновляемой энергетики и повышению энергоэффективности на региональных и муниципальных уровнях.
  3. Закрепление на законодательном уровне целевых показателей по развитию возобновляемой энергетики и когенерации.

В области традиционных методов производства и транспортировки энергии:

  1. Модернизация и повышение энергоэффективности объектов по производству энергии, в том числе в рамках ПСО. Ввод новых генерирующих мощностей должен вестись одновременно с интенсивным выводом мощностей устаревших.
  2. 2. Прекращение субсидирования традиционной энергетики (в первую очередь атомной и крупной гидроэнергетики).
  3. 3. Отказ от развития ядерной энергетики и от строительства крупных плотин. РСоЭС категорически выступает против развития отраслей энергетики, нередко выдаваемых за "альтернативные", якобы способствующие решению климатической проблемы: атомной энергетики, а также гидроэнергетики, основанной на строительстве плотин на равнинных реках и крупных плотин (по классификации Всемирной комиссии по плотинам). Социально-экологические (и долгосрочные экономические) издержки таких проектов многократно превышают их гипотетические преимущества. В связи с этим РСоЭС последовательно выступает против планов строительства новых и продления срока работы действующих ядерных реакторов, а также за их постепенный вывод из эксплуатации.
  4. 4. Запрет строительства крупных энергообъектов в пределах районов с выраженной вечной мерзлотой, разрушение которой приведет к изменениям мерзлотного режима на соседних территориях или станет причиной выброса в атмосферу значительных объемов парниковых газов, а также размещение таких объектов в ценных и уязвимых природных территориях или в непосредственной близости от них;
  5. 5. Оценка необходимости ввода новых мощностей традиционной энергетики, целесообразности эксплуатации старых мощностей, а также строительства новых сетей с точки зрения потенциала децентрализации энергетики на основе ВИЭ для снижения сверхцентрализации энергоснабжения.

В области производства энергии возобновляемыми источниками:

  1. Доведение доли производства энергии возобновляемыми источниками до 20% от вводимых мощностей к 2020 году (в том числе за счет реализации потенциала децентрализованного энергоснабжения).
  2. Реформирование рынка электроэнергии с целью гарантированного приоритетного доступа возобновляемой энергетики к сетям.
  3. Обеспечение гарантий четкой и стабильной доходности для инвесторов, например, через повышенный тариф для возобновляемой энергетики и возврат инвестиций или платежей при реализации мероприятий в области энергоэффективности.
  4. Увеличение расходов на исследования в области возобновляемой энергетики и энергоэффективности.
  5. Предоставление потребителям возможности выбора производителя энергии, возможности покупать энергию, производимую возобновляемыми источниками.
  6. Стимулирование производства биотоплива при условии приоритетности использования биотоплива из отходов, организации всестороннего учета возможных социальных последствий замещения продовольственных культур техническими, а также недопустимости развития биотоплива за счет внедрения генетически модифицированных организмов.

В области энергопотребления, энергоэффективности и энергосбережения:

  1. Приоритетное внедрение мер энергоэффективности и энергосбережения как самого большого и самого чистого источника энергии. По данным Всемирного энергетического агентства, энергия, получаемая за счет этих мер, в 4 раза дешевле, чем полученная от новых энергогенерирующих объектов.
  2. Внедрение и применение жестких стандартов энергоэффективности в энергопотреблении для зданий и транспортных средств.
  3. Модернизация производств и техники с целью повышения энергоэффективности, в том числе в рамках ПСО.
  4. Снижение уровня энергопотребления на единицу ВВП не менее чем в два раза за 5 лет (что соответствует сегодняшнему мировому уровню); путем модернизации существующих производств, в первую очередь через стимулирование развития высоких технологий и улучшение менеджмента.
  5. Включение в приоритеты государственной политики РФ энергосбережение в строительстве и в жилищно-коммунальном секторе, учитывая, что потенциал энергосбережения в этом секторе составляет 40-70%.
  6. Внедрение систем маркировок и других механизмов, раскрывающих экологическую информацию о продукции с точки зрения энергоэффективности.

В области ограничения и контроля выбросов парниковых газов:

  1. Замораживание (не превышение) сегодняшнего уровня выбросов парниковых газов РФ, что позволит России взять на себя ответственность за снижение выбросов к 2020 году на 25-40% от уровня 1990 года и принять на международных переговорах по изменению климата цель не превышения потепления на 2 град.
  2. Обязательства по снижению выбросов парниковых газов в рамках соглашения, вступающего в силу после 2012 года, должны носить юридически обязывающий характер, определяться на основе принципов исторической ответственности, финансовых возможностей и потенциала сокращения выбросов.
  3. Создание национального кадастра источников выбросов парниковых газов (по регионам), региональных и муниципальных кадастров (по компаниям, по предприятиям).
  4. Введение финансовых инструментов ответственности субъектов федерации, муниципальных образований и компаний за выбросы парниковых газов.
  5. Разработка и внедрение технологий аккумулирования и использования свалочных и попутных газов.
  6. Учет внешних социальных и экологических издержек при производстве энергии и введение системы торговли парниковыми выбросами.
  7. Сохранение мало нарушенных лесных территорий и болотных экосистем и повышение мер по их охране. Сохранение лесных массивов, как источника кислорода и поглотителя СО2.
  8. Проведение мониторинга Проектов совместного осуществления, реализуемых в рамках Киотского Протокола, с точки зрения их эффективности — экологической, экономической, социальной.

В области адаптации к происходящим изменениям климата:

  1. Проведение в самое ближайшее время исследований последствий изменения климата для природы, здоровья человека, экономики, социальной ситуации в России и отдельных регионах.
  2. Существенное увеличение государственной финансовой и организационной поддержки научным исследованиям в области проблемы изменения климата (как в области анализа путей снижения выбросов, так и в области адаптации к последствиям).
  3. Принятие национальной и региональных программ адаптации к изменению климата с учетом наиболее уязвимых территорий, групп населения и природных объектов.
  4. Развитие новых и поддержка уже существующих образовательных программ по вопросам изменения климата и энергетики, в соответствии с РКООН по Изменению Климата.
  5. Проведение российского исследования, аналогичного отчету Стерна, который мог бы выявить экономические последствия процесса изменения климата для России, сравнив стоимость осуществления мер по снижению выбросов парниковых газов и адаптацией.
  6. Обеспечение выравнивания условий и возможностей для устойчивого развития всех регионов РФ за счет действия в области изменения климата внутри страны.

Российский Социально-Экологический Союз считает, что Россия имеет необходимые внутренние условия для принятия существенных мер по снижению выбросов парниковых газов. Эти условия включают:

  • снижение выбросов СО2 и метана в абсолютном выражении возможно с помощью относительно недорогих проектов и мер (недорогих в смысле цены единицы снижения выбросов);
  • есть большой ресурс для значительного снижения выбросов на единицу ВВП;
  • у России относительно низкий удельный выброс СО2 на единицу выработки энергии и тепла на крупных электростанциях (за счет использования газа и комбинированного цикла);
  • у России есть возможность значительно увеличить объемы использования возобновляемой энергетики, причем с помощью относительно недорогих проектов.