Авария на подводной лодке: комментарий «Беллоны»

frontpageingressimage_95f42a11e36c476d740be0d16e3fff75.jpeg

На атомной подводной лодке (АПЛ) третьего поколения 971 проекта произошла авария, в результате которой, по официальным данным, погибло 20 человек из личного состава, находившегося на борту.

Справка

По официальным данным, строительство АПЛ началось 1991 году на судоремонтном заводе Комсомольска-на-Амуре. АПЛ выполняла ходовые испытания и официально Военно-Морскому флоту передана еще не была.

Ходовые испытания являются частью государственных испытаний, которые проходят все корабли после их постройки на судостроительном заводе. Осуществляет испытания сдаточная команда завода-строителя (гражданский экипаж). При испытаниях присутствует военный экипаж АПЛ, а также члены государственной комиссии. Обычно на ходовых испытаниях количество людей на борту корабля раза в три превышает численность экипажа.

За выполнение программы испытаний отвечает ответственный сдатчик (представитель завода). Подводной лодкой командует назначенный и допущенный к управлению АПЛ командир (или старший на борту – начальник штаба, командир бригады и т.д.)

Версия "Беллоны" о происшедшем

Люди погибли в результате срабатывания лодочной объемной химической (ЛОХ) системы пожаротушения. По сообщениям, погиб личный состав, который находился в первом (торпедном) отсеке. Это отсек большого объема, и если в нем нет оружия (очевидно, его там не было), то в нем может расположиться на отдых большинство сдаточной команды (поскольку мест в каютах для всех не достаточно).

При срабатывании системы ЛОХ, в отсек начинает поступать гасящее вещество, ингибитор (слаботоксичный хладон 114В-2), который связывает кислород и таким образом тушит пожар. Люди, находящиеся в отсеке должны немедленно включиться в индивидуальные средства защиты или подключиться к лодочной стационарной системе дыхания. Если в течении нескольких минут (2-3 минуты) этого не сделать, то человек получает отравление токсичными парами хладона.

Быстрее всего, весь личный состав, вышедший на ходовые испытания, имел индивидуальные средства защиты, поскольку по правилам корабль не может выйти в море , если весь экипаж не имеет средств защиты. Другой вопрос, где эти средства защиты были размещены. И достаточно ли их было в первом отсеке.

Во-вторых, если это произошло ночью, когда личный состав отдыхал, то многие могли просто не услышать звуковой сигнал, которым сопровождается поступления ЛОХ в отсек. А некоторые могли просто не понять, что произошло и не отреагировать на этот сигнал. Центральный пост мог не сразу заметить и не сразу понять, что происходит, поскольку такие случаи (самопроизвольная подача ЛОХ в отсек) достаточно редкие. Поэтому практики и опыта у экипажей нет. Здесь надо учитывать, что это был молодой и неопытный экипаж и молодая сдаточная команда, поскольку завод Комсомольска-на-Амуре больше 15 лет не сдавал корабли.

Почему это могло произойти?

1. По техническим причинам. Самопроизвольное срабатывание. Когда АПЛ строиться более 15 лет, то многие технически устройства и отдельные детали например, резинотехнические изделия, прокладки, уплотнительные кольца и т.д., теряют свое качество. И вполне возможно, что происходят несанкционированные срабатывания.

2. На кораблях третьего поколения предусмотрена автоматическая подача ЛОХ в отсек при возникновении пожара. Возможно, кто-либо из экипажа (сдаточной команды) решил закурить в отсеке, что категорически запрещено. Сигнализация, а дальше и система подачи огнегасителя могла сработать от дыма. Система устроена так, что когда она срабатывает, остановить подачу огнегасителя в отсек быстро невозможно.

3. В 1977 году на АПЛ второго Северного флота был случай, когда вахтенный отсека случайно подал огнегаситель системы ЛОХ в отсек, в котором он находился. Так сказать «подал ЛОХ на себя». Но тогда он был в маленьком концевом отсеке один. Больше там никого не было. Он, испугавшись, успел выскочить в соседний отсек и задраить переборку. Тогда лодке пришлось всплывать и вентилировать отсек в атмосферу. Возможно, здесь произошел аналогичный случай, т.е. кто-либо по ошибке или по другим причинам «умудрился» подать лох в отсек, где было много народу.

Заключение

Есть несколько моментов, которые не могут не настораживать.

В данном случае ничего не произошло с атомной установкой (по крайней мере, по официальной версии). Однако техническое состояние «новой» подводной лодки, о котором сказано выше, может сказаться и на безопасности атомной установки.

И второе: если на подводной лодке экипаж, вместе со сдаточной командой, допустил такую массовую гибель людей, значит, есть серьезные вопросы к профессиональной подготовленности экипажа и сдаточной команды.

Указанные факторы могут привести к более тяжелым последствиям, поскольку в программе есть еще испытания оружия и режимов работы атомной энергетической установки и т.д.

Bellona

info@bellona.no