News

Петербург и Москва: без общественной экспертизы

This map of the General plan of the development of St Petersburg shows the areas of possible radioactive contamination should an accident occur at the LNPP, taking into account the direction of the wind.
City Council of St Petersburg

Опубликовано: 03/10/2008

Автор: Вера Пономарева

Судебный процесс по иску «Беллоны» обнаружил вопиющую лакуну в российском законодательстве, которая не позволяет проводить общественную экологическую экспертизу любых объектов в двух крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге.

В конце мая «Беллона» обратилась в суд с иском против Смольнинского муниципалитета, который отказался регистрировать заявление о проведении экологической экспертизы (ОЭЭ) Ленинградской АЭС-2. Сегодня в Санкт-Петербурге прошло предварительное заседание суда. Участникам процесса так и не удалось выяснить, кто же все-таки отвечает за регистрацию ОЭЭ в двух крупнейших российских городах – Москве и Санкт-Петербурге.

Адвокат муниципального образования Смольнинское Лилия Григорьева пояснила на сегодняшнем заседании суда, что муниципалитеты вообще не уполномочены регистрировать заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Действительно, регистрация общественных экспертиз по непонятным причинам не вошла в список полномочий муниципалитетов Москвы и Санкт-Петербурга. Круг деятельности муниципальных органов власти определяется федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления». В списке полномочий органов местного самоуправления — девять пунктов, последним из которых значатся «иные полномочия».

Именно к этому пункту, согласно сложившейся практике, относилась регистрация общественных экологических экспертиз. В двух крупнейших российских городах ситуация выглядит иначе: муниципалитеты подчиняются отдельным местным законам, которые не упоминают ни о каких «иных» полномочиях, и таким образом не дают муниципалитетам возможности регистрировать ОЭЭ.

bodytextimage_laes2-1..jpg Photo: Rashid Alimov /Bellona

  Одним из важнейших документов на международном уровне, регламентирующих процедуры экологической оценки и публичных консультаций, является Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 1991). Конвенция ратифицирована 42 странами, в числе которых — кроме европейских — есть многие страны бывшего советского союза — Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизстан, Украина, Беларусь. Россия подписала документ почти сразу после его создания в 1991 году, однако до ратификации дело так и не дошло. По мнению экологов, конвенцию необходимо ратифицировать.

«Ратификация конвенции Эспо может положить начало изменениям во внутрироссийском законодательстве: после ратификации Россия должна будет обеспечить механизм для выполнения требований конвенции», — считает Кривонос.

Конвенция устанавливает процедуру экологической оценки начиная с ранних этапов планирования – до того, как принято окончательное решение о размещении и строительстве объекта. согласно конвенции, государства обязаны проводить международные консультации и предоставлять информацию по всем крупным проектам, которые могут иметь трансграничное воздействие на окружающую среду. Прежде всего, к таким проектам относятся электростанции, химические заводы, добывающие предприятия, нефте- и газопроводы, автодороги, порты и др.

Страна, планирующая построить на своей территории подобный объект, обязана уведомить своих соседей и предоставить им документацию по проекту. И наоборот, любое государство имеет право запросить у своего соседа документацию по проекту, а также участвовать в консультациях с общественностью.

Так, например, в соответствии с конвенцией, литовские власти пригласили к обсуждению проекта новой АЭС в Висагинасе шесть стран — Россию, Белоруссию, Эстонию, Латвию, Финляндию и Швецию. Кроме того, материалы оценки воздействия на окружающую среду были размещены в интернете, с ними могут ознакомиться как иностранцы, так и граждане Литвы.