News

Судьба Южно-Уральской АЭС решится в Верховном суде

Rashid Alimov / Bellona

Опубликовано: 21/08/2008

Автор: Елена Ефремова

26 августа челябинские экологи выступят в Верховном суде против правительства России, утвердившего план строительства атомной электростанции в Челябинской области.

В феврале этого года Правительство РФ выпустило распоряжение, которое дало зеленый свет строительству Южно-Уральской АЭС. Этим документом утверждена Генеральная схема размещения атомных станций на территории России, есть в нем и Южно-Уральская АЭС.

Экологи—лидеры общественных объединений «За природу» и  «Движение за ядерную безопасность» Андрей Талевлин и Наталья Миронова — считают, что при принятии этого распоряжения Правительство РФ проигнорировало ряд конституционных норм и нарушило несколько законов. Самое серьезное нарушение состоит в том, что чиновники «забыли» про челябинский городской референдум 17 марта 1991 года, когда 76% избирателей (440 000 человек) проголосовали против строительства АЭС на Южном Урале. Результаты референдума были официально утверждены горсоветом.

«В голосовании приняло участие 600 тысяч человек, — поясняет Наталия Миронова. —  Против строительства Южно-Уральской АЭС проголосовало почти полмиллиона горожан или 76% голосовавших. Игнорировать мнение населения недопустимо».

«Сегодня государство постоянно пренебрегает обязательствами перед пострадавшими от радиационных катастроф на Урале. В ситуации вопиющего игнорирования прав пострадавших, кто и для чего продвигает еще один радиационно-опасный объект? Мы намерены добиться в суде прекращения использования институтов государства вкорпоративных и групповых интересах», — добавила эколог в интервью «Беллоне.Ру».

«Референдум является высшим непосредственным выражением власти народа, — говорит юрист Андрей Талевлин. — В соответствии  с общепринятыми нормами права и законодательством изменение или отмена решения, принятого на референдуме, возможно только путем нового референдума. Таким образом, обжалуемое распоряжение Правительства РФ нарушает конституционные права граждан и не вписывается в концепцию правового государства».  

Как поясняет юрист «Беллоны» Ольга Кривонос, «до 1997 года федеральное законодательство, регулирующее проведение региональных и местных референдумов отсутствовало».

«Тем не менее, Конституция СССР 1977 и Конституция РСФСР 1978 предусматривали права граждан на участие во всенародных обсуждениях и голосованиях и на принятие участия в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения. Результаты экологического референдума были "легализованы" городским советом и исходя из того, что референдум является высшей формой выражения воли народа, его результаты должны учитываться,»— добавляет юрист.

Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (от 9 апреля 1990) указывал, что «решения местного референдума по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления законами союзных и автономных республик, обязательны для соответствующих Советов народных депутатов, органов территориального общественного самоуправления, всех организаций и граждан на данной территории». 

Референдумы о строительстве АЭС в России

Референдум в Челябинской области — не единственный региональный референдум, на котором было принято решение об остановке строительства АЭС.

В 1990 против строительства Приморской АЭС в Хабаровском крае на районном референдуме выступило более 90% жителей.

15 мая 1990 на референдуме в Воронеже 92% жителей выступило за строительство и реконструкцию теплоэлектростанции взамен атомной.

22 апреля 1990 года против Карельской АЭС выступило 96% избирателей (7 000) в Медвежьегорске.

25 апреля 1993 года против расширения Балаковской АЭС выступило 73% избирателей в Саратовской области.

8 декабря 1996 года против строительства Костромской АЭС выступило 87% жителей Костромской области (299 600). Явка – 57%. Позднее законность референдума была оспорена жителями поселка строителей Чистые Боры, заявившими, что решение приостановить строительство нарушает их права (право на труд, на достойную жизнь, которую обещало строителям Министерство атомной энергии, когда принимало их на работу). Костромской областной и Верховный суд объявили результаты референдума недействительными.

Кроме того, в 1989 году планировался референдум по поводу строительства АЭС в Республике Коми, но не был проведен, так требования общественности были выполнены до референдума: принят мораторий на строительство новых АЭС в Коми. В 1998-99 году предпринимались попытки провести референдум по строительству Ростовской АЭС, но инициативная группа не была зарегистрирована. 

Процедура проведения референдума регулируется федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», принятым  в 2004 году.

Ныне действующий российский закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан РФ» был принят в 2002 году. По действующему закону «Об использовании атомной энергии», принятому в 1995 году, решение о строительстве и размещении АЭС принимается на федеральном уровне.

С апреля 2008 действует поправка в федеральный конституционный закон «О референдуме», в соответствии с которой «не могут выноситься на референдум… вопросы, относящиеся к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти в соответствии с Конституцией и федеральными конституционными законами». 

Победа экологов в Верховном суде в 2002 году

Это не первое дело челябинских экологов против российского правительства. В 2002 году по заявлению Андрея Талевлина и Наталии Мироновой Верховный Суд РФ отменил распоряжение правительства РФ (1483-р от 15 октября 1998) о ввозе отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с венгерской АЭС «Пакш» в Челябинскую область.  Тогда был предотвращен ввоз в Россию 377 тонн ОЯТ.

Распоряжение правительства не прошло государственную экологическую экспертизу, кроме того, в соответствии с распоряжением Минатома, Госкомэкологии и Госатомнадзора (от 16 июля 1997) прием ОЯТ с АЭС «Пакш» осуществлялся  на переработку, но без последующего возврата в Венгрию радиоактивных отходов, произведенных в результате переработки. Как известно, в результате переработки ОЯТ образуется значительное количество жидких радиоактивных отходов, по объему в сотни раз превышающее количество перерабатываемого ОЯТ.

Елена Ефремова (Челябинск), Рашид Алимов (Петербург)